Забытые электрокары Honda: EV Plus

Забытые электрокары Honda: EV Plus

Какой первый электрокар, построенный Honda, малютка e? Хорошо подумайте. Процесс работы над электромобилями компании начался еще в конце восьмидесятых, и почти десять лет спустя, в 1997 году, появился он – Honda EV Plus.

На тот момент бренд был последним среди японских автопроизводителей, выпустивший собственный электрокар. Но в девяностые все они служили конкретным целям, и массовая электрификация не была одной из них. Так как Honda на тот момент уже считала США своим чуть ли не основным рынком, она должна была построить такой автомобиль, как EV Plus, чтобы выполнить постановление Калифорнийского совета по воздушным ресурсам (CARB). Оно гласило, что с 1998 года как минимум 2% проданных авто должны быть электрокарами.

Но, если этот автомобиль появился по принуждению, это не значит, что он совсем неинтересный. Его техническая часть действительно впечатляла. Возможно, это даже был один из самых продуманных электрокаров того времени.

Какие технологии в нем использовались?

Honda EV Plus – первый электрокар, созданный крупным брендом, оснащенный никель-металлогидридной (NiMH) батареей. Ее мощность составляла 28,7 кВт/ч, а масса достигала почти 500 кг. Как тогда заявляла Honda, эта установка содержала в себе в два раза больше заряда и служила в два раза дольше, чем свинцово-кислотные батареи, которыми оснащались почти все электрокары в девяностых.

EV Plus
EV Plus

Но нельзя однозначно сказать, что EV Plus действительно в любой ситуации проедет намного больше своих конкурентов. Honda заявляла о запасе хода в 60-80 миль (примерно 100-130 км). Агентство по охране окружающей среды США (EPA) оценило запас хода в 130 км (а точнее 81 милю). Однако в ходе тестирования было выяснено, что более аккуратное вождение и отключение кондиционера может увеличить этот показатель до 160 км.

С самым мощным зарядным устройством на 220 вольт EV Plus заряжался до 80% всего за два часа. А полная зарядка от обычной домашней электросети занимала около суток.

Как быстро он мог ехать?

Электродвигатель, установленный в EV Plus, мог выдавать всего 66 л.с. максимальной мощности. Так что быстрым его точно не назовешь. Небольшой четырехместный (сзади не было среднего сиденья) хэтчбек с тремя дверьми массой более 1600 кг разгонялся до 50 км/ч за 4,9 секунды. Honda заявляла, что он мог разгоняться вплоть до 130 км/ч.

Honda EV Plus
Honda EV Plus

Сколько он стоил?

Он определенно не был дешевым. Недавно появившаяся на то время батарея NiMH сама по себе стоила около 20 000 долларов. Цена EV Plus составляла 54 000 долларов, что в девяностые было просто огромными деньгами, да и сейчас тоже. Однако Honda не продавала его целиком. Она позволяла только взять электрокар в аренду на три года за $ 500 в месяц. Это тоже было недешево, но хотя бы не заставляло клиентов менять батарею, ресурса которой хватало как раз примерно на три года.

За короткий срок производства было арендовано 330 EV Plus, и компания обещала продолжить аренду, а также обслуживать эти автомобили в течение некоторого неопределенного времени. Но все пошло не по плану. Хоть некоторые арендаторы и смогли удержать машины у себя по окончанию срока договора, но в итоге каждый из них все равно был отозван, списан и уничтожен. В тот момент Honda решила начать делать гибриды, поэтому поддерживать EV Plus уже было невыгодно.

После этого Honda выступила с заявлением о том, что больше не будет строить электрокары, пока технологии не разовьются настолько, чтобы запас хода батарей мог составлять более 130 км, а на подзарядку не будут уходить сутки времени. В итоге некоторые технологии EV Plus все же помогли в разработке новой электрической версии Honda Clarity, работающей на водородном топливном элементе.

Первый электрокар Honda
Первый электрокар Honda

Что интересного можно о нем сказать?

EV Plus имеет нечто общее с Volkswagen ID.R. Кроме того, что они оба электрокары, разумеется. Несмотря на свою неторопливость, EV Plus в слегка модифицированной версии когда-то был рекордсменом скорости среди электрокаров. Теруо Сугита поднялся на нем на гору Пайкс Пик (около 20 км) за 15 мин 19 сек.

Какие электрокары создает Honda сегодня?

Два, и один из них – Clarity – выпускается только в США и реализуется по той же схеме, что и EV Plus. Его нельзя купить, но можно взять в аренду на три года почти за 400 долларов в месяц. Второй – Honda e – больше похож на EV Plus внешне. Это небольшой электрический хэтчбек с великолепным дизайном интерьера. Да, он недешевый, слишком маленький внутри и обладает весьма скромным запасом хода. Но вы точно не сможете пройти мимо и хотя бы не взглянуть на него.

Honda e
Honda e

Почему этот электрокар быстро закончил свое существование?

По той же причине, почему и все остальные электрокары девяностых. Когда требования CARB к продажам электрических авто были ослаблены, все производители выдохнули и отказались от создания электрокаров в принципе. Потому что их буквально вынуждали (под страхом запрета на продажу любых авто в Калифорнии) создавать машины с технологиями, которые еще не были готовы к массовой продаже. Эти машины были слишком дорогими и в создании, и в обслуживании (одна замена батареи стоит как новый автомобиль с ДВС), а спрос на них – крайне низким. Поэтому Honda, как и Ford, и Toyota, и GM, просто отозвала все арендованные электрокары по окончанию сроков заключенных соглашений и уничтожила их.

Если бы правительство Калифорнии оставило свой мандат таким, каким он был изначально, бренды были бы вынуждены производить больше электрокаров, развивая индустрию быстрее. Что было бы тогда сейчас? Ездил бы весь мир на электрических авто с запасом хода в 1000 км? Кто знает.