Honda RA271: одна из самых крутых и красивых машин Формулы-1

Honda RA271: одна из самых крутых и красивых машин Формулы-1

Соитиро Хонда – один из крутейших парней, которые когда-либо ходили по Земле. Вспомните хотя бы его знаменитое обращение 1954 года, которое прозвали «Декларация острова Мэн». Хонда-сан очень увлекся гонками на мотоциклах Isle of Man TT и заявил о том, что в следующем году примет в них участие на 250-кубовом мотоцикле. Знаете, сколько опыта было у Соитиро в гонках на тот момент? Нисколько.

Он действительно сдержал обещание и в июне 1954-го отправился на этот клочок земли в Ирландском море, чтобы начать одну из самых безумных гоночных историй на планете. Но то, что он там обрел, мягко говоря, его озадачило.

Соитиро Хонда
Соитиро Хонда

«Что меня поразило, так это то, что я увидел мотоциклы, работающие с примерно в три раза большей мощностью, чем мы предполагали», — сказал он позже журналисту Шотаро Кобаяши, — и мы никогда не мечтали о таком зрелище. Моей первой реакцией было разочарование. Я тогда подумал: «и что я собираюсь делать теперь?» Тут до меня дошло. У всех этих людей здесь есть большая история, и поэтому они умеют делать такие мотоциклы. У нас нет этой истории, но у нас есть собственное видение, и это может дать нам тот же эффект, что и история».

Полноценно Honda дебютировала в гонках в 1959 году, участвуя все в тех же соревнованиях Isle of Man TT. Трое гонщиков команды попали в первую десятку, а сама Honda даже выиграла титул производителя. Уже через два года команда утерла нос всем, забрав себе первые пять мест сразу в двух классах: 125 см3 и 250 см3.

Команда Honda на острове Мэн в 1959 году
Команда Honda на острове Мэн в 1959 году

Соитиро был очень вдохновлен свалившимся на него спортивным успехом, поэтому решил двигаться дальше – в автоспорт. Но вместо того, чтобы начать с местных соревнований, он нацелился сразу на высшую лигу – Формулу-1. «С детства, — отмечал он, — моей мечтой было стать чемпионом мира по автомобильным гонкам на машине, которую я сделал сам». Своим решением он поделился с командой, которая была озадачена лишь одним вопросом: «А что это такое?».

«Мы планируем участвовать в Формуле-1. Я хочу, чтобы вы курировали этот проект», — сказал директор по исследованиям Ёсихито Кудо менеджеру по качеству на заводе Honda Хидео Сугиуре. «Что такое Формула-1?» — ответил Сугиура. «Я видел несколько фотографий, но не знаю, что это…» «Я тоже не знаю, — ответил Кудо, — но это неважно, все с чего-то начинали…» Менее двух лет спустя Honda выиграла свой первый гран-при в F1 на одном из самых красивых гоночных болидов за всю историю.

Honda RA271
Honda RA271

Такое ощущение, что кривая обучения Honda была вертикальной. Как им вообще удалось этого добиться? Первые знания о принципах работы Формулы-1 команда получила, купив шасси у британской компании Cooper вместе с 2,5-литровым двигателем. Сперва Honda решила сосредоточиться на создании собственного двигателя – модифицированного V12. Первый мотор получил название RA270E. Он был достаточно передовым и использовал методы, основанные на успехах Honda в мотоциклетных гонках. Параллельно ему разрабатывалась ходовая часть под кодовым именем RA270F.

Это оказалось довольно умным решением. Когда в шестидесятых Lotus отказалась использовать новые двигатели Honda, компания оказалась в весьма затруднительном положении. Перед ней стоял выбор: либо отказаться от участия в Формуле-1, либо продолжить, но создавать совершенно новый двигатель для новой команды. Может в шестидесятых все и было немного проще, но точно не настолько.

Дизайн Honda RA271
Дизайн Honda RA271

Болид RA271 становился все более впечатляющим, инновационным (возможно, даже слишком) и сложным. Двигатель V12, разработанный будущим президентом Honda Тадаси Кумэ, был установлен в машине не продольно, как обычно, а поперечно. Это помогло улучшить распределение веса и баланс управляемости. Помимо этого, инженеры решили сделать двигатель несущей частью шасси с помощью узких подрамников, прикрепленных болтами к монококу для поддержки как мотора, так и подвески. Это привело к тому, что в 1963 году все еще прототип RA271 на испытательном стенде смог раскрутиться до 13 000 об/мин. Да, Honda точно не планировала кататься на нем по рисовым полям.

Болид RA271 был выкрашен в цвет слоновой кости с логотипом красного восходящего солнца – главным японским символом. Тогда он выглядел изящно и элегантно, а спустя более полувека стал еще круче. Впервые RA271 принял участие в гонках на самой сложной трассе планеты – Нюрбургринге, где проводилось Гран-При Германии 1964 года. В качестве пилота выступал гонщик из США Ронни Бакнум, которого, очевидно, заметили во время его участия в гонках на Porsche 904. На то время у него были успехи в серии SCCA (Клуб спортивных автомобилей Америки) и ноль опыта в Формуле-1. Последнее Honda в свойственной ей манере посчитала преимуществом, а не недостатком.

Болид RA271
Болид RA271

Итого: новичок в Формуле-1 участвует в гонках на самой сложной трассе в мире за рулем нового, почти непроверенного болида, созданного командой новичков на деньги молодой японской компании, которая в то время построила всего один четырехколесный автомобиль – пикап T360, вышедший годом ранее. Что могло пойти не так? Буквально все. На этой истории было жирным шрифтом написано «катастрофа».

Ждете, что сейчас будет невероятный рассказ о неожиданной победе новичков, которая принесла им славу и богатство? Как бы не так. Бакнум занял 22-ое из 22-ух мест в гонке. Но он смог подняться до девятого, прежде чем подвеска сломалась за три круга до финиша из-за пресловутых гребней и прыжков Нюрбургринга. Повреждения были необратимыми. Чтобы устранить их, команде даже пришлось пропустить следующий этап в Австрии, но на Гран-при Италии она все же вернулась. Эта гонка проходила в городе Монца, на второй по сложности трассе Формулы-1 после Нюрбургринга. Однако наличие быстрых прямых участков сыграло в пользу RA271 и позволило Бакнуму подняться до пятого места, прежде чем машина перегрелась и сошла с дистанции. Такие же проблемы с температурой возникли и на Гран-При США в Уоткинс-Глене. После этого команда приняла решение отказаться от заключительного этапа в Мексике. Однако для новичка она выступила относительно неплохо, пройдя половину сезона.

RA271
м

На следующий год Honda решила не сдаваться, а напротив усилить свои позиции в Формуле-1, выставив на трассу уже два автомобиля. Вторым управлял еще один американец – Ричи Гинтер, имевший опыт в F1 с командами Ferrari и BRM. Компания даже решила попробовать свои силы в Формуле-2, чтобы набраться еще больше опыта. Гинтер смог занять шестое место в Спа-Франкоршам и даже недолго был на первом месте в Гран-при Великобритании и Голландии. Однако у Соитиро Хонды были слишком высокие ожидания, поэтому даже такой значительный прогресс и постоянные улучшения в управляемости RA272 не смогли его порадовать.

В 1965 году, с 11-ой попытки команда Honda выиграла свой первый Гран-при в Мексике. Это был последний этап сезона, гонка на высоте 2000 метров над уровнем моря, разряженная атмосфера, вымотанные водители, болиды, работающие на пределе своих возможностей. Но все это не помешало Honda использовать свою новую систему впрыска под низким давлением, чтобы победить. Гинтер сперва занял третье место, но быстро вышел вперед и не уступил первенство уже никому. Бакнум финишировал пятым, что было тоже очень хорошо. Таким образом, не прошло и двух лет (всего 15 месяцев) со старта Honda в Формуле-1, а она уже выиграла свою первую гонку. Это было фантастическое достижение, но Соитиро не давал успеху вскружить ему голову:

«С тех пор, как мы впервые решили производить автомобили, мы усердно работали и были готовы идти по самому сложному пути. Поэтому мы не будем довольствоваться одной этой победой. Мы изучим причины нашей победы и используем эти победоносные технологии в новых автомобилях.»

Гоночный болид Honda RA271
Гоночный болид Honda RA271

После этого Honda наняла Джона Сертиса, который на тот момент успел стать чемпионом мира и на двух, и на четырех колесах. Последний титул он завоевал с Ferrari всего годом ранее. В этот раз команда решила сосредоточиться на одном автомобиле вместо двух, оставив Сертиса в гордом одиночестве. Большую часть сезона 1967 года Сертис уверенно вел свой болид к победе, однако его RA273 оказался слишком тяжелым. Заручившись поддержкой британской фирмы Lola, Honda приступила к созданию нового, более легкого автомобиля, который появился уже в том же сезоне на Гран-при Италии. RA300 оснащался двигателем V12 мощностью 420 л.с. и был на 60 кг легче, чем его надежный, но куда менее впечатляющий предшественник. Гонка в Монца стала одной из самых ярких в истории Формулы-1. Сертис не спешил, выжидая время, чтобы в конце одержать победу, опередив Джека Брэбема всего на 0,2 секунды. Таким образом Honda заняла четвертое место по итогам чемпионата и даже сравнялась с Ferrari.

Но после этого Хонда решил сосредоточиться на создании дорожных автомобилей, а не гоночных болидов. Кульминационным моментом этой работы стал вездесущий и легендарный Civic 1972 года. Эта модель сделала Honda брендом, известным во всем мире, особенно в Северной Америке. Однако в Формулу-1 компания все же вернулась в 1983 году, показав всем, что такое триумфальное возвращение.

Error