Маленькое чудо: 50 лет Honda Civic

Маленькое чудо: 50 лет Honda Civic

Honda Civic колесит по миру уже пятьдесят лет. Она появилась в 1972 году, и с того времени компания создала и продала уже более 24 миллионов экземпляров в разных уголках земного шара. Это далеко не единственный долгожитель в автомобильном мире, но в отличие от таких легенд, как Ford Model T или Volkswagen Beetle, за эти полвека с Civic произошло довольно много изменений. Так много, что нынешняя версия едва ли хоть чем-то похожа на ту, что вышла 50 лет назад. И модель до сих пор успешна. За предыдущий 2021 год она стала десятой самой продаваемой машиной в США, уступив только пикапам и внедорожникам. Благодаря ей Honda стала известна на весь мир и остается узнаваемым брендом по сей день. Так давайте же посмотрим на историю одного из самых успешных и популярных автомобилей в Японии и во всем мире.

Предшественник

Чтобы понять формулу успеха оригинального Civic, следует сначала взглянуть на машину, которая ей предшествовала. Honda 1300, выпущенная в 1969 году, являлась самым большим автомобилем компании в то время, а также личным фаворитом Соитиро Хонды. Именно он настоял на том, чтобы в машине использовался двигатель с воздушным охлаждением.

Однако 1300 продавался очень плохо. Команда создателей быстро смекнула, что миру нужно нечто совсем иное, и им придется убедить босса в этом.

Honda 1300
Honda 1300

Первое поколение

Хонда неохотно, но все-таки одобрил создание новой модели, которая будет в корне отличаться от 1300. Оригинальный Civic сперва получил новый 1,2-литровый двигатель, однако впоследствии его решили заменить на двухлитровый. Кузов хэтчбек (а точнее фастбэк) являлся полной противоположностью его предшественника. Также модель получила передний привод и всестороннюю независимую подвеску.

1300 так и не добралась до мирового рынка, оставаясь в Японии и некоторых соседних странах. Однако Civic сразу же обрел популярность далеко на западе, так как был весьма экономичным и привлекательным автомобилем. Продаваясь в Европе и США, к 1975 году модель достигла продаж в 200 000 экземпляров.

Оригинальный Civic
Оригинальный Civic

Разработка

За семь лет своего производственного цикла первое поколение Civic несколько раз улучшался разными способами. Он получал обновленный дизайн, версию универсала и новый, слегка уменьшенный полуторалитровый двигатель.

Civic
Civic

Второе поколение

Второй Civic пришел на смену первому в 1979 году. Он был достаточно похож на своего предшественника, но получил четыре двери и более квадратный кузов. По этим двум машинам можно проследить плавные изменения в автомобильном дизайне между семидесятыми и восьмидесятыми. Помимо этого, была выпущена версия седана с трехлитровым двигателем под названием Ballade – первый подобный автомобиль в истории Honda.

Второе поколение Civic
Второе поколение Civic

Третье поколение

Второе поколение Civic продержалось в производстве всего четыре года, прежде чем его заменили третьим. Этот автомобиль не был похож ни на одного своего предшественника. Его дизайн был весьма строгим и сдержанным, чего не скажешь обо всех остальных.

Помимо уже стандартных версий хэтчбека и седана, третье поколение получило еще две производные: модель CRX появилась в форме спортивного купе, а Shuttle – большой четырехдверный универсал, в котором был как передний, так и полный привод.

Третье поколение Civic
Третье поколение Civic

Четвертое поколение (с VTEC)

В 1987 году появилось четвертое поколение Honda Civic, которое было очень похоже на третье. Однако модель стала больше, получила новую подвеску, а также все версии, присущие ее предшественнику.

Это был первый Civic, в котором использовалась технология изменения фаз газораспределения Honda VTEC. Задействовав разные кулачки распределительного вала, один и тот же двигатель можно было оптимизировать либо на мощность, либо на экономичность. Все это происходило в реальном времени в зависимости от того, как водитель управлял автомобилем.

Honda VTEC
Honda VTEC

Пятое поколение

Вновь спустя четыре года, на заре девяностых появился очередной Honda Civic. Он снова напоминал своего предшественника дизайном, но общий стиль изменился, став более округлым. Это говорит о том, что создатели решили наконец обратить внимание на аэродинамику.

Хэтчбек и седан остались на месте, а также появилось совершенно новое двухдверное купе, которое не получило никакого нового названия и звалось просто Civic. А вот модель CRX стала более спортивной, получив еще одно ответвление в кузове тарга, которое называлось Del Sol.

Пятое поколение Civic
Пятое поколение Civic

Шестое поколение

Этот Civic стал последним, чей производственный цикл закончился еще в прошлом веке. В этот раз форм кузова стало еще больше: двухдверное купе, трех- и пятидверный хэтчбек, четырехдверный седан (на фото) и универсал, названный Aerodeck. Это имя ранее использовалось для версии универсала Honda Accord.

Из нововведений шестого поколения можно выделить новую коробку передач – вариатор. Однако обычный автомат и механика тоже все еще присутствовали в модельном ряду.

Шестое поколение Civic
Шестое поколение Civic

Первый Type R

Type R – это самая мощная версия Civic, которая впервые была выпущена в 1997 году. Возможно, вам это покажется слишком ранним периодом, просто самая первая Type R продавалась только в Японии.

Автомобиль получил немного урезанную версию 1,8-литрового двигателя, который Honda уже использовала в некоторых других своих моделях. Благодаря все той же технологии VTEC двигатель мог раскручиваться до 9000 об/мин, выдавая 180 л.с. мощности.

Первый Type R
Первый Type R

Седьмое поколение

Седьмой Civic стал первым, выпущенным уже в нашем веке. Он был намного больше предыдущего, что повышало его практичность путем увеличения внутреннего пространства. Теперь вариаций кузовов стало меньше, и универсалы исчезли из модельного ряда. Они больше были не нужны, так как сами хэтчбеки стали огромными.

На этом поколение продажи всех Civic достигли 16 миллионов экземпляров. Причем почти 50% из них были созданы в США, где эта модель стала третьей по продажам среди легковых и седьмой среди всех машин в 2004 году. Honda тогда даже заявляла, что если бы Civic был самостоятельным брендом, он занял бы 13 место по продажам в Северной Америке среди всех остальных.

Седьмое поколение Civic
Седьмое поколение Civic

Новый Type R

Если оригинальный Type R продавался только в Японии, то его преемник там уже даже не создавался. Каждый из новых усовершенствованных и сверхмощных Civic производился на заводе компании в Суиндоне, в Англии. А уже оттуда они экспортировались по разным рынкам, включая японский.

Европейские версии Type R оснащались 2,0-литровым двигателем VTEC мощностью около 200 л.с. Японский вариант был еще более мощным – 212 л.с. с более короткой передачей и дифференциалом повышенного трения.

Новый Type R
Новый Type R

Type S

Вы могли даже не слышать об этой версии, но она действительно была в седьмом поколении. Type S предназначалась для тех, кому понравился горячий хэтчбек Civic, но у них не было денег на Type R. Эта модель продавалась только в форме пятидверного хэтчбека (в то время Type R был исключительно трехдверным) и в целом была похожа на другие версии, но имела более мощный двигатель.

В нем устанавливался 2,0-литровый мотор мощностью чуть менее 157 л.с. — весьма впечатляющий показатель для того времени. Его ускорение действительно было отличным, но слегка медленное управление подверглось критике фанатов.

Type S
Type S

Первый гибрид

Бензиново-электрическая система Honda Integrated Motor Assist была показана впервые в 1997 году в модели Insight. Однако она не использовалась в серийном производстве вплоть до 2003-го. Вышла она в модели под названием Civic Hybrid, который работал на 1,3-литровом двигателе (не используемом до этого ни в одном другом Civic, но появлявшимся в Jazz) и электродвигателе. Заявленный расход топлива был весьма впечатляющим, и во многом таких показателей удалось достичь благодаря очень высокой передаче.

Гибридный Civic предлагался в форме седана, что повысило его практичность и популярность среди аудитории, хотя и стоил он довольно дорого – около 30 000 долларов на наше время.

Первый гибрид
Первый гибрид

Первый дизель

Honda решительно отказывалась от использования дизельных двигателей, но резко возросший спрос на них в Европе вынудил компанию передумать. Первый дизельный Civic появился в 2003 году, спустя 31 год после того, как модель впервые вышла в производство.

Honda разрабатывала свой дизельный двигатель в то время, но он был еще не совсем готов. Поэтому компания взяла другой 1,7-литровый мотор, разработанный совместно Isuzu и General Motors и созданный в Польше. На тот момент его уже использовали в нескольких моделях Opel и Vauxhall.

Первый дизельный Civic
Первый дизельный Civic

Восьмое поколение

В первое время Civic, продаваемый в одной конкретной стране, мог быть не таким, как Civic, продаваемый в другой стране и всех остальных. Но к 2005 году с выходом восьмого поколения эта политика изменилась.

По началу завод в Суиндоне выпускал трех- и пятидверные хэтчбеки, предназначенные исключительно для европейских рынков, и седаны с купе, отправляемые по всему миру. Однако некоторая утечка (преднамеренная) позволила любому Civic продаваться в любой стране.

Восьмое поколение Civic
Восьмое поколение Civic

Новый взгляд

Honda долгие годы критиковалась за то, что Civic выглядел слишком простым. Но новый концепт, выставленный на автосалоне в Женеве в 2005 году, все изменил. Он был весьма агрессивным и даже шокирующим и непохожим на все остальные Civic до него. В итоге модель восьмого поколения вышла практически такой же, какой была показана в этом концепте. Даже директор по маркетингу Honda тогда сказал, что «Если это не улучшит имидж Honda, я сдаюсь».

Концепт Civic
Концепт Civic

Снова новый Type R

На тот момент было понятно, что выход нового Civic Type R – всего лишь вопрос времени. И появилось их даже больше, чем ожидалось. У Японии был личный четырехдверный седан, а все остальные рынки получили трехдверный хэтчбек.

Обе версии получили один и тот же 20-литровый двигатель VTEC, но по-разному настроенный. Японский был мощнее, но 200 л.с. европейского тоже хватало для того, чтобы назвать этот Type R настоящим горячим хэтчем.

Civic Type R
Civic Type R

Девятое поколение

Civic, вышедший в 2011 году, ненамного отличался от своего предшественника по внешнему виду, потому что его стиль стал весьма популярным. В который раз Honda поделила модельный ряд на хэтчбеки для Европы и седаны с купе для всех остальных.

В Японии тоже должен был выйти хэтчбек, как обычно после всех остальных версий, но его пришлось отложить из-за землетрясения в самой стране и наводнения в Таиланде, где собирались микрочипы для автомобилей. Но Honda быстро сориентировалась в форс-мажорной ситуации и смогла выпустить автомобиль на рынок всего на несколько недель позже запланированного срока.

Девятое поколение Civic
Девятое поколение Civic

Tourer

В 2014 году Honda выпустила девятое поколение Civic в форме универсала и назвала его Tourer. Его грузоподъемность до верхней части задних сидений составляет 624 литра, что намного больше по сравнению с и так объемным багажником хэтчбека на 477 литра. Плюс в нем было дополнительное отделение под полом, в котором нельзя было хранить запасное колесо.

Чтобы одинаково хорошо передвигаться с разной нагрузкой на борту Tourer имел трехступенчатое демпфирование задней подвески. Режим выбирал сам водитель, в зависимости от того, какая нагрузка прилагалась на автомобиль: тяжелая, средняя или легкая. Передняя подвеска осталась нерегулируемой, потому что в такой машине в этом не было необходимости.

Tourer
Tourer

Turbo Type R

Новый Type R, выпущенный в 2015 году полностью изменил подход к созданию сверхмощных версий Civic. Он использовал тот же двигатель, что и раньше, но уже с турбонаддувом.

Высокие обороты остались в прошлом (турбина выдыхалась при 7000 об/мин, тогда как предыдущие безнаддувные двигатели могли раскручиваться намного дальше), но мощность увеличилась до 306 л.с.

Turbo Type R
Turbo Type R

Гоночный Tourer

Honda доминировала на чемпионате по кузовным гонкам в начале 2010-х годов, выиграв два титула водителя и четыре титула производителя и команды всего за четыре сезона. В каждом из них участвовал хэтчбек Civic.

В 2014 году компания решила пойти иным путем, представив гоночный Tourer – первый универсал в профессиональном автоспорте за долгие годы. Ему предрекали большие успехи, несмотря на аэродинамические недостатки универсала по сравнению с его соперниками в кузове седан и хэтчбек. Однако, несмотря на то, что машина выиграла несколько гонок, она не была серьезным претендентом на чемпионство. Honda вернулась к нормальному кузову спустя всего один сезона.

Гоночный Tourer
Гоночный Tourer

Успехи в BTCC

После некоторых неудач с гоночным универсалом Tourer Honda вернулась к привычной формуле, показав новый гоночный Civic хэтчбек на британских гонках British Touring Car Championship. На нем Гордон Шедден становился лучшим гонщиком BTCC три года подряд.

Успехи в BTCC
Успехи в BTCC

Мировые гонки

Civic также участвовал в чемпионате мира по кузовным гонкам (World Touring Car Championship), который проходил с 2005 по 2017 год, и его преемнике, World Touring Car Cup, хоть там его ждал чуть меньший успех, чем в Великобритании. Помимо титула производителей в WTCC 2013 года, это поколение больше не смогло получить никаких титулов.

Civic на гонках World Touring Car Championship
Civic на гонках World Touring Car Championship

Успехи в BHC

Успех Civic в автоспорте не ограничивался обычными кольцевыми гонками. В 2016 году Type R стал первым полностью стандартным серийным автомобилем, победившем в британском чемпионате по подъему в гору British Hillclimb Championship. После него (на 2022 год) этот успех повторил только один подобный автомобиль – Lexus RC F, который был намного медленнее, чем модель от Honda.

Победитель в британском чемпионате по подъему в гору British Hillclimb Championship
Победитель в британском чемпионате по подъему в гору British Hillclimb Championship

Десятое поколение

В 2015 году Civic впервые стал единой моделью для всех рынков, и в разных странах отличался разве что стилем кузова. Одна и та же платформа использовалась для создания версий хэтчбека, седана и купе, и каждый из них был длиннее и ниже своих предшественников, а также оснащался сложной многорычажной задней подвеской.

Одним из новых двигателей был 1,0-литровый турбированный бензин. Этот мотор был даже меньше, чем тот, что устанавливался на самом первом поколении Civic. Однако в 1972 году его мощность в 127 л.с. посчитали бы достаточно высокой для гоночного двигателя такого маленького объема, а для обычного дорожного автомобиля и вовсе нарекли бы научной фантастикой.

Десятое поколение Civic
Десятое поколение Civic

Еще один Type R

Очередной Type R вышел в свет в 2017 году и был основан на соответствующем поколении Civic. Он работал на том же 2,0-литровом двигателе с турбонаддувом, что и предыдущая модель, но максимальная мощность была увеличена до 316 л.с.

В год своего выхода Type R установил новый рекорд в 7 минут 43,8 секунды для серийных переднеприводных автомобилей на Северной петле Нюрбургринга. Автомобиль оснащался нестандартными, но разрешенными для использования на дорогах шинами, а также каркасом безопасности, вес которого компенсировали за счет снятия задних сидений и информационно-развлекательной системы.

Type R 2017
Type R 2017

Сегодняшний Civic

Одиннадцатое поколение Civic последнее, выпущенное на данный момент. Эта модель вышла в 2021 году и доступна всего в двух формах: хэтчбек и седан. Купе и универсалы, похоже, уже навсегда остались на задворках истории Civic.

Модельный ряд представлен несколькими двигателями, включая 1,5-литровый бензиновый турбодвигатель и безнаддувный 2,0-литровый. Учитывая то, что дизели снова становятся никому не интересны, неудивительно, что Honda решила вернуться к своей старой политике отсутствия дизельных версий Civic.

Одиннадцатое поколение Civic
Одиннадцатое поколение Civic

Последний Type R

Новый Type R будет и в этом поколении, хотя он все еще не вышел официально. Как заявляет Honda, один из них уже испытали на трассе Сузука, где долгое время проходил Гран-при Японии, которую он проехал за 2 минуты 23,120 секунды. Тем самым этот Type R установил новый рекорд для серийных автомобилей с передним приводом, закончив круг на 0,873 секунды меньше, предыдущий Type R Limited Edition в 2021 году.

Последний Type R
Последний Type R

e:HEV

Honda делает гибридные версии Civic еще с 2003 года, и последним на данный момент гибридом является e:HEV, который должен появиться в продаже уже в этом году. Он работает на 2,0-литровом бензиновом моторе и двух электродвигателях. Общая мощность составляет 180 л.с., а официальный расход топлива – 4,7 л/100 км.

e:HEV
e:HEV