Как Honda пыталась разогнаться до 400 км/ч на болиде Ф1 в 2006 году

Как Honda пыталась разогнаться до 400 км/ч на болиде Ф1 в 2006 году

В то время такое могла сделать только Honda. Фактически, из всех брендов, которые тогда участвовали в Формуле-1, только Honda могла хотя бы подумать о таком.

Те не менее, в 2006 году компания взяла свой болид Ф1, отвезла его в соляную пустыню в американском Бонневилле, предварительно потратив на это сотни тысяч долларов, чтобы просто проверить, можно ли разогнать его до 400 км/ч.

Казалось бы, are you crazy? Да, они были теми еще психами. Внешний мир называл такие выходки безумием, а Honda только кивала головой, не отрицая этого. На самом деле, если бы вы сказали это в лицо кому-либо из высшего руководства компании в то время, они бы только улыбнулись и польстились, что вы это заметили. И дело не в том, что компании некуда было девать деньги. На самом деле это было хаотичное, но творческое и очень полезное безумие, охватывающее весь бизнес.

Как бы то ни было, компания захотела посмотреть, на что будет способен болид Формулы-1, если вывезти его за пределы трассы и просто пустить по очень длинной прямой. И какая локация подойдет для этого лучше, чем соляные равнины Бонневиль в США? В этом месте были установлены почти все мировые рекорды скорости за последние полвека, так что выбор был очевиден.

Болид Honda Bonneville 400
Болид Honda Bonneville 400

«В этом есть доля безумия», — рассказывал спортивный директор Honda F1 Жиль де Ферран. – «Когда попадаешь в такое место, как Бонневиль, легко понять, почему некоторые люди думают, что мир плоский, что можно упасть с края. Представить себе машину Формулы-1, едущую здесь, странно, совершенно необычно, но это именно то, что мы и сделали». 

Заручившись некоторой финансовой помощью со стороны British American Tobacco, Honda все-таки решила попробовать сделать это. Все началось еще в августе 2005-го, но несколько наводнений сорвали планы команды, и им пришлось растянуть свои попытки почти на целый год.

Проект назвали незамысловато – Bonneville 400. До его старта неофициальным рекордом скорости болида Ф1 было 369 км/ч, который установил Антонио Пиццония на Гран-при Италии в 2004 году. Уже спустя несколько тренировочных заездов по Бонневилю Honda поняла, что достичь 400 км/ч будет несложно, но делать это нужно в соответствии с правилами FIA по установлению рекордов скорости. То есть нужно было именно удерживать скорость, а не просто достичь максимума. Требовалось совершить два заезда в каждом направлении, а затем взять среднее значение. При этом заезды должны быть совершены с интервалом не более часа друг от друга.

Итак, все эти сложности нужны были только чтобы набрать лишние 30 км/ч? Да, но сделать это было действительно сложно – поэтому Honda и взялась за это дело.

Болид Формулы-1 от Honda, разогнавшийся до 400 км/ч.
Болид Формулы-1 от Honda, разогнавшийся до 400 км/ч.

Болид BAR Honda 007, который еще год назад участвовал в чемпионате мира по Формуле-1, сейчас уже стоял на соляной равнине в США. Он оснащался 3,0-литровым двигателем V10 мощностью порядка 900 л.с. Компания модифицировала двигатель, чтобы он мог непрерывно работать на полном ходу на высшей передаче в течение 40 секунд. Это в два раза больше, чем нужно было на рекордном Гран-при Италии, хотя максимальные обороты были снижены с 19 000 до 18 200 в минуту, чего было вполне достаточно.

У этого болида не было заднего спойлера, но в правилах FIA для Ф1 и не сказано, что он обязательно должен быть. Но простое снятие антикрыла привело бы к неустойчивости автомобиля на высокой скорости, поэтому пришлось немного переделать кузов с наклонными воздуховодами и более плотной задней частью. Воздухозаборник двигателя стал меньше, а торцевые пластины переднего спойлера были обрезаны для улучшения аэродинамической эффективности. Все эти мероприятия привели к уменьшению лобового сопротивления и смещению центра аэродинамического баланса назад. Для компенсации удаленного веса было добавлено порядка 60 кг балласта. Шины не изменились, это были стандартные Michelin F1, но с удвоенным давлением. Если не считать стабилизирующий «руль направления», установленный между концевыми пластинами в задней части, а также парашюта, который требовался по правилам Бонневиля, на этом болиде можно было бы принимать участие в Формуле-1.

За рулем находился тест-пилот Honda F1 южноафриканец Алан ван дер Мерве – чемпион Великобритании по Формуле-3 2003 года. Помимо необычного болида, ему пришлось справляться с погодными условиями, но в последний день испытаний он все же добился цели.

На самом деле почти добился. В одном из заездов Мерве все-таки смог разогнаться до 400,5 км/ч, но средняя скорость, которая и заносится в таблицу рекордов, оказалась всего 397,4 км/ч. Можно сказать, что Honda все-таки сделала то, что хотела, потому что на отставание в 2,6 км/ч она просто закрыла глаза. Команда здорово постаралась над всей этой затеей, и для нее этого было достаточно.