Информационные датчики
4 Информационные датчики
Датчик кислорода Общее описание
- Датчик кислорода, который находится в выпускном коллекторе, контролирует содержание кислорода-в потоке выхлопного газа. Чувствительный элемент датчика реагирует toa присутствие кислорода и посылае^г в ECU амплитудный сигнал, уровень напряжения которого зависит от объема содержащегося в отработавших газах кислорода и варьирует от 0.1В (много кислорода, обедненная смесь) до 0.9В (мало кислорода, богатая смесь). ЕСМ постоянно контролирует это переменное напряжение и изменяет соотношение топливовоздушной смеси, управляя карбюратором или шириной импульса (продолжительность открытия) топливных форсунок. Отношение смеси 14.7 частей воздуха к 1 части топлива - для уменьшения выбросов от-авших газов, т.к. дает каталитическому конвертеру работать с максимальной эффективностью.
- Датчик кислорода не выдает никакого напряжения, пока он не прогрет до нормальной рабочей температуры (приблизительно 316°С). В течение этого начального периода прогрева ЕСМ работает в режиме без обратной связи.
- Если двигатель достигает нормальной рабочей температуры и/или проработал уже более двух минут и если датчик кислорода выдает устойчивый сигнал напряжением ниже 0.45В при 1 500 об/ мин и более, ЕСМ внесет в память код 1. Попутно в память будет внесен код 41 или 48, если ЕСМ обнаружит сбой цепи отопителя датчика.
- Когда неполадка возникает в датчике кислорода или его цепи, ЕСМ работает в режиме без обратной связи.
- Надлежащее функционирование датчика кислорода зависит от четырех условий:
а) Надежность контактов - Напряжение сигнала датчика зависит от чистоты контактов его цепи, которые следует проверять при каждом сбое датчика.
b) Подача воздуха извне - Устройство датчика позволяет воздуху циркулировать внутри датчика. При каждом снятии/установке датчика проверьте, не забиты ли воздушные каналы.
c) Нормальная рабочая температура -ЕСМ не будет реагировать на сигнал датчика, пока датчик не прогреется приблизительно до 31б°С. Этот фактор должен быть учтен при оценке работы датчика.
d) Неэтилированный бензин - Для надлежащего действия датчика необходимо использование неэтилированного бензина.
6 В дополнение к соблюдению вышеупомянутых условий будьте особенно при обслуживании датчика:
a) Датчик кислорода имеет несъемный зонд и электросоединитель, который нельзя отделять от датчика. Повреждение или снятие зонда или электросоединителя могут неблагоприятно отразится на работе датчика.
b) Не допускайте попадания на электросоединитель и нижний конец датчика смазки и грязи.
c) Не очищайте датчик кислорода какими бы то ни было растворителями.
d) He роняйте и не бросайте датчик.
e) Силиконовый чехол должен быть установлен в правильном положении, чтобы он не расплавился и не мешал работе датчика.
Проверка
- Найдите электросоединитель датчика кислорода и вставьте в его клемму В (белый провод) длинный штекер . Установите положительный щуп вольтметра на штекер, а отрицательный - на заземление.
Примечание: Обозначения цветов проводов см. в «Схемах электрических соединений» в конце Раздела 12.
- Контролируйте напряжение сигнала (мВ) по мере прогрева двигателя.
- Сначала (режим без обратной связи) датчик кислорода выдаст устойчивый сигнал напряжением приблизительно 0.1 - 0.2 В (двигатель холодный). Спустя приблизительно две минуты, двигатель достигнет рабочей температуры и сигнал датчика кислорода будет колебаться между 0.1 - 0.9 В (режим работы с обратной связью). Если датчик работает не так, как описано, замените его.
- Осмотрите отопитель датчика кислорода. Отключите соединитель и соедините омметр с клеммами А и В . Показания прибора должны быть следующими:
А - В 2 -13 Ом С -D 10 -40 Ом
- На моделях, оборудованных двигателем D15Z1, проверьте, идет ли ток между клеммой А и клеммами С, D, E, F, G, Н. Ток идти НЕ должен. Если это не так, замените датчик кислорода.
- Проверьте подачу надлежащего питающего напряжения к отопителю. Измерьте напряжение между желтым/черным проводом (+) и черным проводом (-) на электросоединителе датчика кислорода. При повороте ключа зажигания в положение «On» там должно иметься напряжение аккумулятора. Если напряжение отсутствует, проверьте цепь между главным реле, ЕСМ и датчиком.
- Если датчик кислорода не прошел любой из этих тестов, замените его. Замена
Примечание: Поскольку датчик кислорода установлен в выпускном коллекторе или трубе, которые при охлаждении сжимаются, его резьбу будет очень трудно ослабить, пока двигатель не прогрет. Вместо того, чтобы подвергать датчик риску повреждения при снятии, запустите и прогрейте двигатель в течение минуты, затем заглушите его. Будьте осторожны, не обожгитесь при проведении следующей процедуры.
- Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора.
Предупреждение: Если магнитола в Вашем автомобиле закодирована, убедитесь, что у Вас есть ключевой код, прежде чем отключать аккумулятор.
- Поддомкратьте автомобиль и установите его на осевые подпорки.
- Аккуратно отключите соединитель от датчика.
- Аккуратно открутите датчик от выпускного коллектора .
- Нанесите на резьбу датчика антиблокировочный состав, чтобы облегчить будущее снятие. Резьба новых датчиков уже покрыта этим составом.
- Установите датчик и зажмите его надежно.
- Подключите электросоединитель провода, идущего к главному жгуту проводов двигателя.
- Опустите автомобиль, совершите испытательную поездку и проверьте, не обнаружит ли ЕСМ какие-нибудь неисправности.