Головка цилиндров - разборка и сборка

Головка цилиндров - разборка и сборка

Головка цилиндров разборка

Примечание: Новые и восстановленные головки цилиндров обычно могут быть

приобретены через представителей завода-изготовителя или у специалистов по капитальному ремонту двигателей. Ввиду того, что для проведения демонтажа и проверки состояния головки необходимо наличие специального инструмента и сменных компонентов, которые не всегда имеются в продаже, для механика-любителя часто оказывается выгоднее приобрести восстановленную головку, чем производить полную переборку старой.

  • Разборка головки цилиндров предполагает снятие клапанов и связанных с ними компонентов. Предполагается, что коромысла и распредвал уже были удалены (см. Часть А, если необходимо). Промаркируйте части и храните их по-отдельности, чтобы при установке возвращать их на прежние места.
  • Важно хранить клапаны вместе со своими сухарями, пружинами, тарелками и опорными шайбами (если степень их износа не ведет к необходимости замены). Если клапаны находятся в годном для дальнейшего употребления состоянии, складывайте их и их компоненты в специальным образом промаркированные (например: впускн., № 8) небольшие контейнеры или полиэтиленовые пакеты .
  • Специальным инструментом сожмите клапанную пружину и извлеките сухари . Отпустите инструмент и снимите верхнюю тарелку пружины, саму пружину и ее опорную шайбу (если используется).
  • Извлеките клапан из камеры сгорания, затем снимите маслоотражательный колпачок с направляющей втулки. Если произошло заклинивание клапана в направляющей втулке (не проталкивается сквозь нее), втолкните его обратно и тонким напильником или точильным бруском снимите заусеницы с краев канавки под сухари.
  • Повторите процедуру для оставшихся клапанов. Храните все компоненты каждого клапана вместе, чтобы их можно было установить на прежние места.

Примечание: На двигателях с системой управления фазами газораспределения не забудьте снять масляный ка-

либрованный жиклер и кольцевое уплотнение с головки цилиндров (см. Раздел 2А).

  • После снятия клапанов и их компонентов тщательно очистите и осмотрите головку цилиндров. Если производится полная переборка двигателя, перед чисткой и осмотром головки завершите разборку двигателя в указанном порядке.

10 Головка цилиндров чистка и осмотр

  • Тщательная очистка головки цилиндров и клапанных компонентов с последующей внимательной проверкой их состояния дадут Вам возможность определить объем необходимых работ по обслуживанию клапанного механизма в ходе капи--тального ремонта двигателя.

Примечание: Если двигатель подвергался сильным перегревам, лучше счи-. тать головку заведомо искривленной и тщательным образом проверить данное предположение.

Чистка

  • Соскоблите с головки цилиндров следы материала старой прокладки и герметика. Будьте очень осторожны, не поцарапайте поверхность головки. Для размягчения материала прокладки существуют специальные растворители.
  • Соскоблите нагар со стенок камер сгорания и портов, затем тщательно промойте головку цилиндров керосином или подходящим растворителем.
  • С помощью проволочной щетки очистите каналы и отверстия от отложений.
  • Используя метчик подходящего размера, прочистите резьбу в отверстиях под болты. Если имеется источник сжатого воздуха, продуйте отверстия.

Предупреждение: При использовании сжатого воздуха защищайте глаза очками!

  • Очистите резьбу болтов крепления крышки подшипников распредвала проволочной щеткой.
  • Очистите головку цилиндров растворителем и тщательно просушите ее. Сжатым воздухом можно ускорить процесс высыхания, проверьте, чтобы в отверстиях не осталось грязи.

Примечание: Удаление нагара с помощью химикатов намного облегчит чистку головки цилиндров, клапанов и толкателей. При использовании химикатов будьте очень осторожны, так как они чрезвычайно едки.

  • Очистите и тщательно просушите толкатели и коромысла (если используются) (не перепутайте их в процессе чистки). Сжатым воздухом можно ускорить процесс высыхания.
  • Очистите пружины, гнезда пружин, сухари и опоры растворителем, и тщательно просушите их. Одновременно чистите только компоненты одного клапана, чтобы не перепутать их с другими.
  • Соскоблите основную массу угольных отложений, которые могли сформироваться на клапанах, затем с помощью проволочной насадки, зажатой в патрон электродрели, удалите отложения с тарелок и штоков клапанов.

Осмотр

Примечание: Перед тем как прийти к выводу о необходимости привлечения специалистов, проведите тщательную проверку состояния всех компонентов, строго придерживаясь предлагаемого ниже порядка осмотра. Составьте подробный список требующих внимания компонентов.

Головка цилиндров

  • Внимательно проверьте головку цилиндров на наличие трещин, признаков утечек охладителя и других повреждений. При обнаружении трещин, консультируйтесь со специалистом относитель-
  • но ремонта. Если ремонт не возможен, замените головку цилиндров.
  • С помощью измерителя плоскостности (ребра стальной линейки) и измерительного щупа удостоверьтесь, что сопрягаемая с блоком цилиндров поверхность головки не изогнута . В случае выявления неплоскостности необходимо проведение станочной обработки поверхности.
  • Проверьте состояние седел клапанов в каждой из камер сгорания. При наличии глубоких каверн, трещин или прогаров необходимо обратиться к специалистам для проведения замены или проточки седел.
  • Проверьте зазор между штоком клапана и направляющей втулкой, измеряя боковое движение штока микрометром, надежно закрепленным на головке цилиндров . Клапан должен быть в направляющей и располагаться приблизительно на расстоянии 1.5 мм от седла. Движение штока клапана определяется по отклонению стрелки указателя. Если зазор между штоком и направляющей клапана превышает указанный в Спецификациях предел, втулки должны быть заменены. Если же имеются сомнения относительно состояния направляющих втулок, обратитесь для проверки в авторемонтную мастерскую.

Клапаны

  • Проверьте тарелку каждого клапана на наличие каверн, прогаров, трещин и признаков общего износа, затем проверьте стержни клапанов на наличие царапин и следов ступенчатого износа. Повра-щайте клапан с целью выявления признаков его изгиба. Проверьте торец стержня каждого клапана на наличие каверн и признаков чрезмерного износа . Каждый клапан с признаками такого рода износа или повреждений подлежит замене или восстановлению.
  • 16 Измерьте ширину кромки на каждом клапане . Если ширина кромки клапана меньше указанной в Спецификациях, клапан должен быть заменен.

Компоненты клапана

  • Проверьте клапанные пружины на наличие признаков износа (на концах). Измерьте свободную длину пружин и сравните полученные данные со Спецификациями . Если любая из пружин короче указанного в Спецификациях значения,Щм'ените ее. Также проверьте упругость всех пружин, для этого обратитесь в авторемонтную мастерскую.
  • Устанавливая пружину на равной поверхности, с помощью уголка проверьте ее на искривление . Если какая-либо пружина искажена или короче указанного предела, замените все пружины новыми.
  • Проверьте держатели пружины и сухари на наличие трещин и признаков износа. Все компоненты, состояние которых вызывает сомнение, должны быть заменены новыми, поскольку в случае их поломки во время работы двигателя произойдет серьезное повреждение.
  • Если осмотр показал, что компоненты клапана находятся в плохом состоянии и сильно изношены, соберите клапаны в головке цилиндров и смотрите рекомендации по обслуживанию клапанов (см. Главу 11). Любой поврежденный или чрезмерно изношенный компонент должен быть заменен.

11 Клапаны - обслуживание

  • Из-за сложного характера работы и необходимости применения специальных инструментов и оборудования, обслуживание клапанов, седел клапанов и направляющих втулок необходимо поручить профессионалу.
  • Автолюбитель может снять и разобрать головку, провести очистку и осмотр, затем снова собрать ее и отдать в отдел технического обслуживания для обслуживания. Проведя осмотр, Вы сможете определить состояние головки и компонентов клапанных механизмов, и какая работа и новые запчасти потребуются в авторемонтной мастерской.
  • В авторемонтной мастерской снимут клапаны и пружины, отремонтируют или заменят клапаны, их седла и направляю-

проверят и заменят клапанные пружины, держатели пружин и сухари (по мере необходимости), заменят маслосъемные колпачки, соберут клапанные механизмы. Также, в случае необходимости, будет перешлифована посадочная поверхность головки цилиндров. 4 Когда будет сделана профессиональная работа, головку можно будет считать новой.

12 Головка цилиндров сборка

  • Независимо от того, отправлялась головка для ремонта в мастерскую, или нет, удостоверьтесь перед сборкой в том, что она является безукоризненно чистой. Недопустимо оставлять в головке металлические опилки или частицы абразива, которые могли налипнуть после проведения притирки клапанов или станочной обработки головки. При наличии источника сжатого воздуха тщательно продуйте все отверстия и каналы.
  • Если головка была отдана на станцию техобслуживания, клапаны и связанные компоненты будут уже в рабочем положении. Установите новые сальники на направляющие втулки клапанов.
  • До установки маслоотражательных колпачков необходимо установить опоры пружин.
  • Установите новые маслоотражатель-ные колпачки на направляющие втулки клапанов. Используя молоток и глубокое гнездо, осторожно забейте колпачок на место, пока он не будет полностью размещен на втулке . При установке не крутите колпачок, иначе он не будет обеспечивать необходимое уплотнение штока клапана.

Примечание: Для впускных и выпускных клапанов используются различные колпачки: для впускного клапана - белый, для выпускного - черный. НЕ перепутайте их!

  • Начиная с одного из концов головки, смажьте и установите первый клапан. Смазывайте стержень клапана смазкой на основе дисульфида молибдена или чистым моторным маслом.
  • Разместите пружину (и шайбу, если пружина быть установлена стороной с меньшим шагом витков к головке цилиндров. Сожмите пружину съемником, и аккуратно вставьте сухари в канавку, затем ослабьте усилие инструмента и удостоверьтесь в правильности посадки сухарей в канавке. Для фиксации сухарей в канавке до отпускания сжимающего пружину инструмента нанесите на их внутреннюю поверхность немного густой смазки.
  • Повторите описанную процедуру для каждого из клапанов. Следите за установкой всех компонентов на соответствующие им места - не допускайте путаницы!
  • Проверьте высоту установки штока клапана (размер L) . Измерять необходимо от опоры пружины до верхнего края штока клапана. Если высота больше приведенного в Спецификациях значения,откорректировать ее можно подбором толщины устанавливаемой под пружиной шайбы.

Предупреждение: Ни в коем случае не допускайте того, чтобы эта высота оказалась меньше чем указано в Спецификациях.

  • Смажьте распредвал, коромысла и оси коромысел смазкой на основе дисульфида молибдена или чистым моторным маслом, затем установите распредвал, коромысла и валы (см. Раздел 2А).