Тюнинг S2000

Тюнинг S2000

«Самой большой проблемой было заставить все слаженно работать», — говорит Томми Ха о своем проекте S2000. Преуменьшение года? У великолепного родстера Honda есть одна необычная особенность — его действительно очень трудно сделать лучше без инвестирования большой суммы денег и массы времени. Оригинальные компоненты настолько проработаны и сбалансированы, что очень часто модификация приводит к понижению мощности; в эту машину инженеры лезть боятся. А вот Томми Ха не испугался.

Он приобрел одну из ранних моделей: авто 2001 года выпуска, в кузове АР1, с двигателем F20C объемом 1997 куб.см. До этого у него уже были машины марки Honda: Accord 1996 года с коробкой «автомат» и Accord 1995 года на «механике». Но тюнингом он заболел только после покупки Toyota MR2 '91. «Я начал заниматься машинами примерно в 1995 году, — говорит Томми, — я помню, как катался с друзьями старшего брата на заниженной Acura Integra GSR — тогда это считалось крутым».

«Однажды я поклялся себе, что никогда больше не куплю Honda, после нескольких лет плотного общения с этой маркой, но когда в продажу поступила S2000, она произвела на меня неизгладимое впечатление (впрочем, я до сих под впечатлением) своей динамикой, управляемостью и надежностью. Ее очарование нельзя списать на один только дизайн. Оно намного многограннее».

Началось все с небольших изменений, перекраски и установки высококлассных японских ништяков. Узнаете эту покатую линию? Прежде всего, машинку покрасили, украсили боди-китом, снабдили турбиной… Два года и $80 000 спустя Томми продолжает дорабатывать свой автомобиль. «Это бесконечный процесс», — говорит он. И мы не спорим.

Давайте начнем, пожалуй, с самой значительной для Томми доработки — форсирования двигателя, ведь изначально автомобиль был атмосферным. Прописался здесь, ни много ни мало, турбо-кит Greddy S2000 на основании «улитки» Т518 и интеркулера Type 28. Также в него входят форсунки производительностью 550 куб.см/мин (соединенные, кстати, с топливной рейкой BDL из алюминия) и набор для передислокации масляного фильтра. Ха утверждает, что на данный момент получает стабильные 289,9 л.с. и 267 Нм крутящего момента на давлении 0,48 Бара.

Облегчает дыхание отгороженная карбоновая система холодного впуска Mugen, дополненная двумя продуктами A'PEXi: фильтром нулевого сопротивления и теплоизоляционной перегородкой. Стоковый корпус дросселя уступил место большему по диаметру собрату, 68-мм изделию от Skunk2. Та же фирма произвела на свет два распределительных вала Stage Two, клапанные пружины и титановые фиксаторы.

Охлаждением занимаются алюминиевый радиатор, титановая радиаторная панель дополнительного охлаждения (подрезанная при помощи лазера, чтобы поместился впуск Mugen) и крышка радиатора, все фирмы ARC. Специальные крепления радиатора Spoon Sports Radiator Stay позволяют ему оставаться на месте. Термостат Mugen и специальный переключатель для вентилятора Flex-a-lite отвечают за контроль температуры, также здесь появилась первая из многочисленных деталей ASM — расширительный бачок для ОЖ.

Есть под капотом еще одна деталь ASM — маслоуловитель. И еще пара от ARC: теплоизоляционный щит (использован для изоляции патрубков турбины) и серебристая крышка маслозаливной горловины Allen. Зажиганием занимается аккумулятор Braille (крепежный набор того же производителя) на пару с высоковольтной системой Sun Auto и специальным набором для заземления. Управление работой свечей зажигания (спрятаны под карбоновой крышкой Mugen) и соленоидным клапаном системы VTEC (скрыт под крышкой Skunk2) возложено на блок управления двигателем AEM, и, прежде чем вы успеете сказать «внутреннее сгорание», отработанные газы устремляются в выпускную систему.

Под выкрашенной в эксклюзивный цвет (золотистая карамель) клапанной крышкой трудится клапанный механизм Toda с регулируемой фазой выпуска и сложная система VTEC. Отработанные газы, пройдя через турбосистему, направляются в 70-мм тест-пайп и далее к 70-мм однотрубному выпуску ASM SPL (выполненному из титана) с крышкой из карбона. Также под капотом мы обнаружили следующее: болты Mugen 21, амортизаторы капота Top Secret, крышку бачка с тормозной жидкостью Skunk2 и термоупорные перегородки ZTEC из карбона. Трансмиссию сильно тревожить не стали, ограничившись установкой сцепления Performance Street Clutch, выжимного диска и маховика Prolite, все от АСТ.

Подвеска практически полностью представлена компонентами Cusco. Спереди установлена нижняя распорка Type II и 30-мм стабилизатор поперечной устойчивости. В центре разместилась распорка днища, в задней же части установлена нижняя распорка Type I, распорка чашек стоек Type ALC OS и 32-мм задний стабилизатор поперечной устойчивости. Разбавляют это засилие Cusco лишь алюминиевые внутренние распорки передних крыльев J's Racing и комплект койловеров Zeal Function B6. Томми решил оставить подвеску довольно мягкой, всего 6 кг/мм на всех четырех углах.

Миникомплект больших шестипоршневых тормозов — звучит как парадоксальная бессмыслица, но в мире тюнинг Ваз, также как и тюнинг S2000 это вполне нормальное сочетание, поскольку суппорта Endless и карбон-керамические спортивные тормозные колодки CCRG отлично уживаются с 12,9-дюймовыми перфорированными двойными тормозными дисками и армированными тормозными линиями. Поверх этого богатства красуются белые кованые цельные диски Prodrive GC-06H на треке, либо бронзовые Advan RZ вне оного. Комплект покрышек один на все случаи жизни — Nitto NT-01. Ну и на сладкое — титановые гайки Go Tuning Unlimited — компания Томми и, по совместительству, дистрибьютор ASM в США. ASM является производителем высококачественной продукции, такой, например, как передний бампер и накладки на арки этого S2000, расширяющие накладки на задние арки, карбоновый капот, карбоновые канарды, передний карбоновый сплиттер, короткая антенна и воздуховод. Боковые юбки и накладки на двери изготовлены компанией GP Sports, задний карбоновый диффузор и генераторы потоков — Top Secret, а задний спойлер на крышку багажника, выкрашенный в цвет кузова, от фирмы Veilside.

На изготовленных под заказ креплениях устроились боковые зеркала заднего вида С-West в карбоновых держателях, и если вам вдруг покажется, что боковые повторители поворотного сигнала выглядят точь-в-точь как у Ferrari F430, то вы не ошибетесь — так и есть. Передняя и задняя оптика взяты у модели AP2, а если кому-то из владельцев S2000 захочется такой же задний бампер, то им прямой путь в компанию Go Tuning, поскольку это их модель TSD (Tommy's Signature Design). Всеми кузовными работами занимались в ателье Backyard Creations из Саут Ель Монте, штат Калифорния, которые, кроме прочего, заключались в удалении личинки замка на крышке багажника, а покраску в цвет Long Beach Blue Pearl доверили BC's Joe Ortiz-Luis.

Самое время забраться внутрь, сесть в кресла Recaro ASM Limited (установленные на соответствующие полозья с защитой боковин), опробовать роскошный ковер и коврики Bride, пристегнуться четырехточечными ремнями безопасности Prodrive, взяться за гоночный руль Prodrive (установленный при помощи механизма быстрого снятия Rapix и укороченного стакана Works Bell) и надавить на кнопку звукового сигнала, заимствованную у Honda NSX-R.

Несмотря на весьма скромные размеры салона, здесь установлена целая куча всего «вкусного». Изготовленный на заказ карбоновый подиум легко вмещает практически все датчики из каталога Defi: давления наддува, давления масла, температуры масла, температуры ОЖ, температуры выхлопных газов, а также BF Link Unit II и дисплей Link Display VSD. Поместился здесь и турботаймер APEX'i, блокиратор замка зажигания Prodrive Rapix и ручка рычага КПП от японской FD2. Наблюдать за соперниками, остающимися далеко позади, можно в зеркале заднего вида Zoom Japan в карбоновом держателе.

Может ли быть слишком много красной строчки в салоне? В соответствии со взглядом Томми, нет, который использовал ее и при отделке карбонового с кожаными вставками подлокотника, замшевой с кожаными вставками панели со стороны пассажира, а также в замшевых вставках на дверях, солнцезащитных козырьках, рычаге ручного тормоза, чехле на рычаге КПП и лжебардачке. Все было изготовлено на заказ.

Для некоторых доработок привлекли даже завод Honda. Центральная панель, обтянутая кожей, взята от S2000 2007 года, как и дверные панели. Радио заимствовано у модели 2004 года, а система навигации — от японской версии модели.

Соперники по трековым гонкам могут поинтересоваться, какого черта в машине с семиточечным хром-молибденовым каркасом безопасности Cusco делает DVD-плеер Icon с 6,5-дюймовым монитором, карбоновые 6,5-дюймовые колонки Memphis Audio и задние 6,5-дюймовые колонки Kenwood. Ответ будет очень прост: все дело в способе самовыражения. «Для ежедневных поездок я использую лишь стабилизатор, полный каркас устанавливаю лишь для трека, — рассказывает Томми. — Мне хотелось построить автомобиль, который отражал бы мой вкус и мое чувство стиля, на котором я смог бы ездить каждый день и при этом рвать всех на треке».

Как же ему удалось собрать все это вместе как единое целое? «Путем проб и ошибок. Приходилось постоянно работать над проектом, проводить исследования, устранять недостатки. В процессе я многое узнаю». А узнал он достаточно для того, чтобы получить звание «Короля» на мероприятии JDM Showoff 2004 и Nisei Best of Show 2008, а также несколько других наград. Но счастлив ли Томми? «Конечно, — подтверждает он, — каждый раз, когда я думаю, что смогу избавиться от этой машины, я нахожу повод, чтобы этого не делать». Следующей целью Томми является подготовка S2000 к треку и участие в некоторых кольцевых гонках time attack, с целью установки новых рекордов конечно же. Ради доброго здравия этого авто надеемся, что управлять им на треке он будет с той же аккуратностью и с тем же терпением, с какими он его строил.