Окончательная сборка двигателя

Окончательная сборка двигателя

Окончательная установка коленвала

  • Осторожно извлеките коленвал из блока.
  • Протрите поверхности вкладышей и постелей в блоке и нанесите на них тонкий, равномерный слой смазки на основе дисульфида молибдена, сборочной смазки или чистого моторного масла. Также смажьте поверхности упорных шайб.
  • Удостоверьтесь, что шейки коленвала абсолютно чистые, и уложите вал в коренные подшипники в блоке.
  • Протрите и смажьте поверхности вкладышей в прижимной рамке коренных подшипников.
  • Установите сборку прижимной рамки крышек коренных подшипников.
  • Вкрутите крепежные болты.
  • Зажмите все болты крепления регламентированным усилием затяжки, в последовательности от центра к краям (см. иллюстрацию 23.13).
  • Несколько раз проверните коленвал от руки, обращая внимание на точки явного заклинивания.
  • Проверьте осевой люфт коленвала (Глава 14). Люфт должен лежать в допустимых пределах, если упорные поверхности коленвала не изношены и не повреждены, и были установлены новые коренные вкладыши.
  • Установите новый задний сальник коленвала, затем прикрепите кожух сальника к блоку (см. Главу 24).

24 Задний сальник коленвала - установка

Примечание: Сначала устанавливается коленвал и закрепляется крышками коренных подшипников, затем новый сальник вставляется в кожух, и наконец кожух прикрепляется болтами к блоку.

  • Старый сальник можно выбить из кожуха молотком и пробойником , но перед этим заметьте, на какую глубину он установлен. Будьте очень осторожны, не поцарапайте посадочное отверстие в кожухе.
  • Очистите кожух, затем нанесите тонкий слой моторного масла на внешнее ребро нового сальника. Сальник необходимо вставить в посадочное отверстие без перекоса. Если нет доступа к прессу, зажмите кожух и сальник между двумя гладкими досками в тисках и медленно впрессуйте уплотнение. В крайнем случае, сальник можно забить в кожух брусом или куском трубки, диаметр которой чуть меньше внешнего диаметра уплотнения . Деревянный брусок должен быть достаточно толстым, чтобы прилагаемая сила как можно равномернее распределялась по всей окружности сальника.

Примечание: С помощью щупа проверьте, чтобы зазор между уплотнением и кожухом был одинаков по всему периметру (см. иллюстрации).

  • Нанесите на кожух сальника тонкую полоску герметика.
  • Прежде чем устанавливать кожух на блок цилиндров, смажьте кромки сальника универсальной смазкой или моторным маслом. Используйте новую прокладку.

Примечание: Перед установкой покройте обе стороны прокладки герметиком.

  • Постепенно зажмите болты крепления кожуха сальника регламентированным моментом затяжки. Срежьте выступающие края прокладки, стараясь не поцарапать поддон.

25 Шатунно-поршневые сборки - установка и проверка зазоров в шатунных подшипниках

  • Перед установкой шатунно-поршне-вых сборок цилиндры должны быть тщательно вычищены, с верхнего края каждого из них снята фаска, а коленвал установлен в блок цилиндров.
  • Снимите крышку с шатуна поршня первого цилиндра (см. метки, имевшиеся или .нанесенные при демонтаже). Извлеките из крышки и шатуна старые вкла-дыши и протрите постели чистой неворсящейся ветошью. Они должны быть безукоризненно чистыми!

Примечание: Не касайтесь поверхностей вкладышей пальцами!

  • Протрите спинку нового верхнего вкладыша шатунного подшипника и уложите вкладыш в постель нижней головки, шатуна. Проследите за тем, чтобы язы-' чок на каждом вкладыше вошел в специ-альный паз в шатуне. Не пытайтесь заби-.: вать вкладыши в постели молотком, и старайтесь не оцарапать и не оставить; задиров на поверхностях подшипников.: Смазывание на данном этапе произвол диться НЕ ДОЛЖНО!

Примечание: Если коленвал был переточен, используйте набор подшипников ремонтных размеров. Если используется прежний коленвал, а подшипники необходимо заменить, подобрать вкладыши правильного размера можно по следующей таблице и иллюстрациям (см. иллюстрации).

Предупреждение: Если метки на колен-вале не видны, не пытайтесь очищать их проволочной щеткой или скребком. Используйте для этого только растворитель или моющее средство.

  • Затем очистите обратную сторону другого вкладыша подшипника, и аналогичным образом уложите его в постель крышки шатунного подшипника. Снова убедитесь, чтоб язычок на вкладыше вошел в специальный паз в крышке . Чрезвычайно важным на данном этапе является требование абсолютной чистоты и незамасленности всех сопрягаемых поверхностей компонентов подшипника.
  • Раздвиньте замки колец на поршне сборки в соответствии с указаниями .

Предупреждение: НЕ располагайте замки колец на поверхностях осевого давления поршня (90° к поршневому пальцу)

  • Наденьте на болты крышки шатунного подшипника кусочки пластиковых или резиновых трубок.
  • Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и установите на поршень инструмент для сжимания поршневых колец. Оставьте край юбки поршня выступающим из оправки инструмента примерно на 5 мм для заправки его в цилиндр. Кольца должны быть обжаты заподлицо с поверхностью поршня.
  • Проверните коленвал, так чтобы первая шатунная шейка оказалась в положении НМТ, и смажьте стенки цилиндра моторным маслом.
  • Расположите первую шатунно-пор-шневую сборку так, чтобы метка или надрез на головке поршня оказалась обращена к переднему концу двигателя (к приводному ремню), осторожно введите сборку в первый цилиндр и плотно прижмите нижний край оправки инструмента для сжатия поршневых колец к поверхности блока.
  • Обстучите верхний блок оправки молотком для уверенности в плотности прижима нижнего ее края к блоку по всему своему периметру.
  • Начинайте осторожно забивать поршень в цилиндр деревянной рукояткой молотка , одновременно направляя нижнюю головку шатуна на первую шейку вала. Поршневые кольца имеют тенденцию к выскакиванию из оправки инструмента, поэтому необходимо постоянно следить за плотностью прижима нижнего края оправки к блоку по всему ее периметру. Действуйте не торопясь и при ощущении малейшего сопротивления немедленно прекращайте стучать по поршню. Затем выясните причину заклинивания и устраните ее. Ни в коем случае не пытайтесь вставить поршень в цилиндр силой - он или его кольца легко могут быть повреждены.
  • Перед окончательной установкой крышки шатуна необходимо измерить зазор в шатунном подшипнике.
  • Приготовьте отрезок калиброванной пластичной проволоки из набора (длиной слегка короче ширины шатунного подшипника) и уложите его вдоль оси первой шатунной шейки вала .
  • Зачистите сопрягаемые поверхности шатунной сборки, снимите защитные трубки с болтов и установите крышку на шатун. Проследите, чтобы метки на крышке и шатуне были с одной стороны.
  • Наверните гайки и в три этапа зажмите их регламентированным усилием затяжки. Во избежание ошибки в определении усилия затягивания пользуйтесь тонкостенной торцевой головкой, которая не будет цепляться за стенки крышки. Если головка все же заклинивается, слегка подтяните ее вверх до освобождения и продолжайте затягивание. Не допускайте проворачивания коленвала в процессе затягивания болтов крепления крышки!
  • Открутите гайки и снимите шатунную крышку, стараясь не сместить измерительную проволоку.
  • Измерьте ширину расплющенной калиброванной проволоки с помощью шкалы на упаковке набора , и сравните результат с требованиями Спецификаций к величине зазора в шатунных подшипниках.
  • Если величина измеренного зазора выходит за допустимые пределы, возможно неправильно выбран размер вкладышей. Однако, прежде удостоверьтесь, что в процессе измерения между спинками вкладышей и постелями подшипника не попал никакой мусор. Кроме того, еще раз измерьте диаметр шейки коленвала. Если калиброванная проволока с одной стороны расплющена заметно сильнее, чем с другой, шейка возможно имеет конусность.

Окончательная установка шатунно-поршневых сборок

  • Осторожно соскоблите все следы пластмассовой проволоки с поверхностей шеек и подшипников. Действуйте для этого лучше всего ногтем или куском картона/старой кредитной карточки и старайтесь не повредить поверхности.
  • Удостоверьтесь, что подшипниковые поверхности являются абсолютно чистыми, затем нанесите на них тонкий слой смазки на основе дисульфида молибдена, смазки для сборки двигателя или чистого моторного масла. Для обеспечения доступа к вкладышу в головке шатуна потребуется слегка втолкнуть поршень в цилиндр - не забудьте надеть на болты защитные трубки.
  • Вновь наденьте головку шатуна на шейку вала, снимите защитные трубки с болтов, установите крышку шатунного подшипника и затяните гайки ее крепления в три стадии в соответствии с требованиями Спецификаций.

Примечание: Снова проследите за совмещением меток на крышке и шатуне.

  • Повторите процедуру для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
  • Важно обратить внимание на следующие моменты:

a)   Следите при сборке за чистотой вкладышей подшипников и их постелей в шатунах и крышках.

b)   Следите за соответствием сборок своим цилиндрам и за правильностью их установки (см. метки).

c)   Выемки на поршнях должны быть обращены к переднему концу двигателя (к зубчатому ремню).

d)   Смазывайте стенки цилиндров чистым моторным маслом.

e)   Не забывайте смазывать подшипниковые поверхности вкладышей после измерения зазора перед сборкой шатунно-поршневых групп.

  • После правильной установки всех шатунно-поршневых сборок на свои места несколько раз проверните коленвал от руки, убедившись в отсутствии точек очевидного заклинивания.
  • В заключение проверьте боковой люфт шатунов (см. Главу 13).
  • Сравните полученные величины бокового люфта со Спецификациями. Если были установлены новые шатуны или новый коленвал, боковой люфт может отличаться от регламентированного. Если так, шатуны необходимо удалить и обратиться с ними в авторемонтную мастерскую для подгонки.
  • Запуск двигателя после завершения капитального ремонта

Предупреждение: При первом запуске двигателя держите под руками огнетушитель.

  • После установки двигателя на автомобиль еще раз проверьте уровни охлаждающей жидкости и масла. Окончательно удостоверьтесь что все компоненты подсоединены и никакие инструменты или ветошь не забыты в моторном отсеке.
  • Сняв свечи и отключив систему зажигания, проворачивайте двигатель стартером до тех пор, пока не погаснет контрольная лампа давления масла.
  • Установите свечи зажигания и подсоедините к ним высоковольтные провода.
  • Запустите двигатель, помня, что это тоже займет несколько больше времени, чем обычно, т.к. компоненты системы питания изначально будут пустыми.

Примечание: В случае обратной вспышки через корпус дросселя или карбюратор проверьте установку фаз газораспределения и момент зажигания.

  • Двигатель должен работать на холостых оборотах до тех пор, пока верхний шланг радиатора не станет на ощупь горячим. Пока двигатель прогревается, проверьте нет ли признаков утечек топлива, масла или охлаждающей жидкости.
  • Заглушите двигатель и повторно проверьте уровни моторного масла и охлаждающей жидкости.
  • Двигатель должен быть обкатан на протяжении первых 800 км пробега. При этом не следует перегружать его ездой при полностью открытой дроссельной заслонке, движением на пониженной передаче. В течение обкатки двигатель может брать масло, это нормально и нет причин для беспокойства.
  • Приблизительно через 800-1000 км пробега замените масло и фильтр.
  • Следующие несколько сотен километров пробега водите автомобиль как обычно, но не перегружайте двигатель.
  • Через 3 000 км пробега снова замените масло и фильтр, и проверьте все системы двигателя.