Коленвал и шатунные подшипники

Коленвал и шатунные подшипники

19 Коленвал - осмотр

  • Точильным камнем, надфилем или скребком удалите заусеницы с краев масляных отверстий коленвала .
  • Промойте коленвал и просушите его сжатым воздухом (если есть возможность). Удостоверьтесь в проходимости всех отверстий с помощью специального зонда или другого подходящего щупа .
  • Проверьте коренные и шатунные шейки вала на наличие неравномерного износа, царапин, задиров, каверн и трещин.
  • Несколько раз проведите ребром медной монеты поперек поверхности шейки . Оставление на шейке следа от монеты говорит о чрезмерной шероховатости поверхности и необходимости проточки шеек.
  • Для более тщательной проверки состояния коленвала (например, с целью обнаружить скрытые трещины) обращайтесь в авторемонтную мастерскую.
  • С помощью микрометра измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленвала, и сравните результаты со Спецификациями . Измерение диаметров в различных точках по периметру шейки позволит выявить ее овальность, а проведение измерений с обоих концов шейки, вплотную к щекам кривошипов - конусность. Также, при наличии необходимого оборудования, измерьте биение коленвала, или обратитесь для этого в авторемонтную мастерскую.
  • Если шейки вала имеют повреждения, овальность, конусность или износ свыше допустимого предела (см. Спецификации), коленвал должен быть доставлен в мастерскую для проточки и подбора вкладышей ремонтного размера.
  • Проверьте поверхности цапф с обоих концов вала в местах установки сальников на наличие признаков износа или повреждений. Если каждый из сальников проточил в поверхности своей цапфы канавку , обратитесь за консультацией к специалисту, который посоветует Вам стоит ли производить ремонт вала, или его следует заменить.
  • Осмотрите вкладыши коренных и шатунных подшипников (см. Главу 20).

20 Коренные и шатунные подшипники - осмотр

  • Несмотря на то, что вкладыши подшипников заменяются в процессе проведения капитального ремонта двигателя в обязательном порядке, не следует сразу выбрасывать старые. Прежде следует провести анализ их состояния, который способен дать ценную информацию о состоянии двигателя .
  • Выход из строя подшипников случается из-за недостатка смазки, попадания в них грязи или посторонних частиц, перегрузок двигателя и воздействия коррозии. Независимо от причины приведшеи к неисправности подшипников, ее следует устранить до начала сборки двигателя, во избежание рецидива.
  • При осмотре вкладышей извлеките их из постелей в блоке цилиндров/картере двигателя, нижних головках шатунов и коренных и шатунных крышках, затем разложите на поверхности верстака в том порядке, в каком они были установлены на вале. Это даст Вам возможность сравнить проблемы, связанные с подшипниками с проблемами шеек вала. Не прикасайтесь к поверхностям вкладышей в ходе проверки их состояния пальцами, т.к. это может легко привести к оцарапыванию подшипниковых поверхностей.
  • Грязь и посторонние частицы могут попадать в двигатель различными путями. Они могут быть оставлены там в процессе сборки или попасть через фильтры или систему вентиляции картера. В результате эти частицы неизбежно попадают в моторное масло и вместе с ним -в подшипники. Часто в подшипниках можно обнаружить металлические частицы, образованные в процессе механической обработки двигателя или в ходе нормального его износа при работе. Частицы абразива иногда остаются в двигателе после его восстановления, особенно в случае небрежного отношения к чистке компонентов. Независимо от источника попадания в двигатель посторонние частицы часто оказываются внедренными в мягкий материал поверхностей вкладышей, где легко могут быть опознаны. Крупные частицы обычно не задерживаются во вкладыше, а оставляют на его поверхности и поверхности соответствующей шейки вала глубокие царапины и задиры. Лучшей профилактикой такого рода дефектов является добросовестное отношение к процедурам чистки всех компонентов двигателя и выполнение его сборки в условиях безукоризненной чистоты. Кроме того, не следует забывать регулярно и часто производить смену моторного масла и масляного фильтра.
  • Недостаток смазки (или ее прекращение) может иметь несколько взаимосвязанных причин. Сюда входят: чрезмерный перегрев (вызывающий истончение смазочного слоя), перегрузки двигателя (вызывающие вытеснение масла с подшипниковых поверхностей) и утечки масла (которые происходят вследствие чрезмерности величины зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, или чрезмерной частоты вращения двигателя). Блокировка маслотоков, которая чаще всего происходит вследствие смещения масляных отверстий в стыке двух компонентов, также приводит к прекращению смазывания и выходу подшипников из строя. Когда причиной неисправности подшипников является недостаток смазки, происходит вытирание их материала или выжимание мягкого материала вкладышей из подложек. Температуры в этом случае могут повышаться до таких значений, что подложки вкладышей изменяют свой цвет, принимая голубую окраску.
  • Существенное воздействие на состояние подшипников оказывает также и манера вождения. Движение с низкой скоростью при полностью открытой дроссельной заслонке приводит к очень значительному повышению нагрузки на подшипники, что влечет за собой вытеснение смазочной пленки из зазоров подшипников. Это ведет к появлению во вкладышах тонких трещин (усталостная деформация). Обычно при этом происходит растрескивание вкладыша на отдельные части, которые постепенно вырываются из подложки. Регулярные поездки на короткие расстояния приводят к коррозии подшипников вследствие недостаточного прогрева двигателя, который является причиной образования конденсата и коррозионных газов. Это приводит к скоплению в моторном масле кислот и шлама. При попадании такого масла в подшипники кислота приводит к быстрой коррозии их материала. 7 Неправильная установка вкладышей при сборке двигателя также ведет к выходу подшипников из строя. Слишком туго установленные подшипники образуют недостаточный зазор, что ведет к масляному голоданию. Грязь и посторонние частицы, попавшие при сборке между вкладышем и постелью подшипника, приводят к появлению на вкладыше точек возвышения, что является причиной скорого развития дефекта. Не прикасайтесь ни к каким подшипниковым поверхностям при сборке пальцами, т.к. имеется риск оцарапать поверхность вкладыша или занести в подшипник грязь.