Двигатели - общее описание

Двигатели - общее описание

Эта Часть Раздела 2 посвящена ремонтным операциям, которые можно проводить на 4-цилиндровых двигателях объемом 1.3 л, 1.5 л и 1.6 л, не снимая их с Автомобиля. Описание процедур снятия и установки двигателя, а также процедур переборки двигателя и головки цилиндров можно найти в Разделе 2В.

В этом Руководстве описаны четыре различных версии двигателей. Все двигатели с одним верхним распредвалом (SOHC), с двумя (8-клапанные) или четырьмя (16-клапанные) клапанами на цилиндр.

Двигатель может быть дополнен системой VTEC (система управления фазами газораспределения). Более подробно о двигателях VTEC см. в Главе 5 этого Раздела.
Двигатели: 
1343 см3 SOHC 1493 см1 SOHC (VTEC-E) 1493 см3 SOHC

Код:

D13B2

D15Z1

D15B2и

D1SB7

D16Z6

1590 см3 SOHC (VTEC)

В Разделе 2А предполагается, что двигатель установлен в автомобиле, с подсоединенными вспомогательными деталями. Если двигатель был удален для переборки, информацию по демонтированию, которая предшествует каждому действию, можно игнорировать.

Включенные в данный Раздел спецификации относятся только к процедурам, содержащимся здесь. В Разделе 2В даны Спецификации, применяемые при сборке блока двигателя и головки ци-

Pto - компактный и легкий двигатель с блоком из алюминиевого сплава (со стальными гильзами цилиндров) и алю-ниевой головкой цилиндров. Двига-. вращается против часовой стрелки, если смотреть с левого торца двигателя (со стороны приводного ремня). Колен-вал вращается в цельном кожухе, в котором установлены сменные коренные подшипники, подшипник №4 (упорный) предназначен для установки осевого зазора коленвала.

На каждом поршне установлены два 1рлпрессионных и одно маслосъемное

Полу-плавающие поршневые льцы впрессованы в верхнюю головку шатуна. Шатун соединен с коленвалом и вращается в сменных вкладышах.

Двигатель имеет водяное охлаждение, приводимый ремнем центробежный водяной насос подает жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров и во впускной коллектор.

Смазка осуществляется масляным насосом роторного типа, который установлен на переднем торце двигателя под крышкой зубчатого ремня и приводится ремнем. Он качает масло через сетчатый маслоприемник, установленный в поддоне, и затем продавливает через установленный снаружи фильтр в масляные каналы в блоке цилиндров.

2 Ремонтные операции, выполняемые без снятия двигателя с автомобиля

Многие ремонтные операции можно проводить без снятия двигателя с автомобиля.

Перед началом работы очистите моторный отсек и двигатель обезжиривающим средством.

В зависимости от имеющихся компонентов, может быть полезно снять крышку, чтобы улучшить доступ к двигателю (см. Раздел 11). Закройте крылья, чтобы предотвратить повреждение краски. Для этого существуют специальные колодки, но подойдет и старое покрывало или кусок плотной ткани.

Если имеются утечки вакуума, выхлопных газов, масла или охлаждающей жидкости, это указывает на потребность замены прокладки, ремонт можно сделать с двигателем .в автомобиле. Прокладки впускного и выпускного коллекторов, прокладку масляного поддона, сальники коленвала и прокладку головки цилиндров можно заменить не снимая двигатель с автомобиля.

Внешние компоненты двигателя, такие как впускной и выпускной коллекторы, поддон, водяной насос, стартер, генератор, распределитель зажигания и компоненты топливной системы можно удалить для ремонта без снятия двигателя.

Так как головку блока цилиндров можно удалить, не снимая двигатель с автомобиля, также выполните обслуживание компонент клапанов. Одновременно возможно заменить зубчатый приводной ремень и звездочки.

При чрезвычайных обстоятельствах ремонт или замену поршневых колец, поршней, шатунов и вкладышей также

можно провести на установленном в автомобиле двигателе. Однако, это делать не рекомендуется.

3 Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня №1 -расположение

Примечание: Правильность выполнения следующей процедуры зависит от точности установки распределителя. Если Вы пробуете установить поршень №1 в ВМТ, положение поршня определяется сначала по возрастанию компрессии, закрывая пальцем отверстие свечи зажигания, а затем совмещаются установочные метки момента зажигания как описано в пункте 8.

  • Верхней мертвой точкой называется крайнее верхнее положение поршня в его ходе вверх-вниз с цилиндре при вращении коленвала. Каждый поршень достигает ВМТ как в такте сжатия, так и в такте выпуска, поэтому для удобства при установке момента зажигания принято считать за ВМТ двигателя верхнее положение поршня (обычно первого цилиндра) в такте сжатия.
  • Расположение поршня в ВМТ необходимая часть многих процедур (например, снятие распредвала, звездочки/приводного ремня, распределителя).
  • Перед'началом этой процедуры установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз или заблокируйте задние колеса.
  • Отключите систему зажигания, отсоединив 2-х и 8-ми контактные штекеры распределителя (см. Раздел 5).
  • Отключите топливную систему (см. Раздел 4).
  • Снимите свечи зажигания (см. Раздел 1).
  • Чтобы установить любой поршень в ВМТ, коленвал необходимо провернуть одним из описанных ниже методов. Если смотреть спереди двигателя, нормальное направление вращения коленвала -против часовой стрелки.

a)   Коленвал можно проворачивать гнездом и храповиком за болт, вкрученный в передний торец коленвала.

b)   Если использовать выносной выключатель стартера, можно сэкономить время. Когда поршень будет близко от ВМТ, используйте гнездо и храповик, как описано в пункте (а).

с) Если Вам будет помогать другой человек, попросите его кратковременно поворачивать ключ в замке зажигания в положение «запуск», таким образом можно обойтись без выносного выключателя стартера.

  • Заметьте положение зажима провода свечи зажигания цилиндра №1 на крышке распределителя. Если зажим не маркирован, проследите провод от свечи №1 до крышки и отметьте его.
  • Отделите крышку от распределителя, и отведите ее в сторону.
  • Используя фломастер или мел, сделайте метку на корпусе распределителя под клеммой.
  • Снимите заглушку в картере сцепления и найдите установочные метки внутри картера. Проверните коленвал до совмещения метки ВМТ (нуль) на маховике/ приводном диске с канавкой в указателе .
  • Посмотрите на бегунок распределителя - он должен указывать на метку, которую Вы нарисовали на корпусе распределителя (крышке). Если бегунок направлен в противоположную сторону (на 180°), значит поршень №1 находится в ВМТ на такте выпуска.
  • Чтобы установить поршень в ВМТ на такте сжатия, проверните коленвал на полный оборот (360°) по часовой стрелке. Бегунок теперь должен указывать на метку на распределителе.
  • Когда бегунок направлен на зажим провода свечи зажигания №1 в крышке распределителя и совмещены установочные метки момента зажигания, поршень №1 установлен в ВМТ на такте сжатия.
  • Когда поршень №1 будет установлен в ВМТ на такте сжатия, любой из оставшихся поршней можно привести в положение ВМТ, проворачивая коленвал. Отметьте провода свечей зажигания на корпусе распределителя, затем пронумеруйте метки согласно номерам цилиндров. При проворачивании коленвала бегунок будет вращаться тоже. Когда бегунок направлен на одну из меток на распределителе, поршень этого цилиндра установлен в ВМТ на такте сжатия.

4 Клапанная крышка - снятие и установка

Снятие

  • Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод.

Предупреждение: Если магнитола в Вашем автомобиле закодирована, перед отключением аккумулятора убедитесь, что у Вас имеется правильный код разблокировки.

  • Снимите крышку распределителя и провода высокого напряжения с головки цилиндров и клапанной крышки (см. Раздел 1). Не забудьте проверить маркировку проводов, чтобьше перепутать их при подключении.

3.10 Сделайте метку на кожухе распределителя под клеммой провода свечи зажигания №1

3.11 Совместите метку на маховике/приводном диске с надрезом в указателе

4.6 Открутите гайки крепления клапанной крышки (отмечены стрелками) и снимите уп-лотнительные кольца

  • Промаркируйте и отсоедините шланги или провода от корпуса дросселя (модели с впрыском топлива), карбюратора (карбюраторные модели) и клапанной крышки.
  • Отсоедините вакуумный шланг от клапана системы вентиляции картера.
  • Тщательно протрите клапанную крышку, чтобы предотвратить попадание грязи внутрь головки цилиндров или на сборку распредвала/клапанного механизма.
  • Открутите гайки крепления клапанной крышки .
  • Снимите клапанную крышку и прокладку. Если прокладка прилипла к головке цилиндров, сбейте крышку резиновой киянкой. Не вставляйте отвертку между крышкой и головкой блока, вы можете повредить контактные с прокладкой поверхности.

Установка

  • Снимите старую прокладку, очистите контактные поверхности головки цилиндров и клапанной крышки . Затем протрите поверхности смоченной растворителем или ацетоном ветошью.
  • Нанесите герметик в места, где головка цилиндров касается сборки коромысел. Подождите пять минут, чтобы герметик слегка затвердел.
  • Вставьте новую резиновую прокладку в клапанную крышку. Установите клапанную крышку и уплотнитель-ные кольца. Наверните гайки и зажмите их регламентированным моментом затяжки.

4.8 Проверьте состояние прокладки, в случае повреждения замените ее

Примечание: Перед установкой клапанной крышки обязательно дайте время слегка затвердеть»герметику. Если погода сырая и холодная, для затвердения может потребоваться несколько больше времени.

  • Остальная часть установки проводится в обратном порядке.

5 Системы управления фазами газораспределения

описание и проверка компонентов

Описание

  • Система управления фазами газораспределения применяется на нескольких двигателях с различным рабочим объемом. В модели Civic могут использоваться два различных метода изменения фазы газораспределения.
  • Основные различия между системами - в применяемых компонентах и механизме управления клапанами. Блок ци-

5.2а На клапанной крышке двигателей, оборудованных системой управления фазами газораспределения, имеется надпись «VTEC»

5.15 Пластина синхронизации газораспределения (только D15Z1)

А Пластина газораспределения

В Возвратная пружина

С Держатель коромысла

Обе системы используются следующие данные, определяющие их функционирование:

Частота вращения двигателя (об/ мин)

Скорость автомобиля (км/час) Датчик положения дросселя Нагрузка на двигатель измеряется датчиком давления в коллекторе Температура охлаждающей жидкости

Компоненты и работа слегка отличаются между двигателями 1.5 л VTEC-E и 1.6 л VTEC. Ниже описаны различия в работе двух систем.