20 000 км /12 месяцев

20 000 км /12 месяцев

7 Проверка и замена шлангов в моторном отсеке

Предупреждение: Для замены шлангов системы кондиционирования воздуха обращайтесь к представителю дилерского отделения или к специалисту по системам кондиционирования, которые располагают необходимым оборудованием для разрядки системы. Ни в коем случае не отсоединяйте никакие шланги и не снимайте никакие компоненты системы до тех пор, пока давление в ней не будет сброшено!

Общая информация

  • Высокие температуры в моторном отсеке могут явиться причиной разрушения материала находящихся в нем резиновых или пластмассовых шлангов, применяющихся для обеспечения функционирования двигателя, вспомогательных агрегатов и систем снижения токсичности отработавших газов. Шланги регулярно должны проверяться на наличие трещин, ослабление хомутов и зажимов, затвердевание материала и признаков утечек.
  • Информацию, касающуюся шлангов системы охлаждения, см. в Главе 15.
  • Некоторые шланги закреплены на штуцерах хомутами. При использовании последних проверяйте надежность их натяжения. Ослабление хомутов приводит к возникновению утечек. Если шланг надевается на штуцер без хомута, удостоверьтесь, что не произошло ведущего к образованию утечки расширения шланга и/или его затвердевания на натянутом на штуцер участке.

Вакуумные шланги

А Для вакуумных шлангов, в особенности используемых в системах снижения токсичности отработавших газов, характерно наличие цветовой маркировки в виде надписей или влитых в материал шланга полос. Различные системы требуют использования вакуумных шлангов с различной толщиной стенок, сопротивляемостью к схлопыванию и воздействию температур, при замене шлангов следует уделять внимание соответствию новых старым по типу.

  • Часто единственным способом проверки состояния вакуумных шлангов является полное их снятие с автомобиля. Если производится снятие более чем одного шланга, не забудьте предварительно промаркировать их и соответствующие им штуцеры обмен шлангов местами при установке недопустим.
  • При проверке состояния вакуумных шлангов не следует забывать также и о проверке пластиковых тройников. Штуцеры следует осматривать на наличие
  • трещин, а шланги в местах надевания на штуцер на деформацию, которая может явиться причиной негерметичности.
  • Для выявления негерметичности в качестве стетоскопа можно воспользоваться коротким отрезком вакуумного же шланга (внутренним диаметром около 6 мм). Один конец отрезка шланга прижмите к уху, а вторым прослушайте шланги по всей длине и их штуцерные соединения. Признаком негерметичности является наличие характерного шипящего звука.

Предупреждение: При зондировании вакуумных шлангов стетоскопом старайтесь не прикасаться к движущимся элементам в моторном отсеке, таким как вспомогательный приводной ремень, электрический вентилятор охлаждения радиатора и т.п.

Топливный шланг

Предупреждение: Существуют определенные меры безопасности, которые следует строго соблюдать при проверке состояния и обслуживании компонентов системы питания. Работа должна производиться в хорошо вентилируемом помещении, приближение к месту работ с открытым огнем (зажженная сигарета, контрольный факел какого-либо нагревательного прибора и т.п.) недопустимо. Пролитое топливо следует немедленно протирать сухой ветошью, а использованную ветошь складывать в месте, где отсутствует риск ее воспламенения.

  • Проверьте все топливные шланги на наличие протертых мест и признаков старения материала. Особое внимание уделяйте участкам перегибов шлангов, где чаще всего образуются трещины, а также концам шлангов, которыми они натянуты на штуцеры, как например на топливном фильтре.
  •  При замене, используйте только шланг, предназначенный для системы впрыска топлива вашего автомобиля.

Металлические трубки

  • В топливных линиях между топливным фильтром и двигателем часто используются секции металлических трубок. Тщательно проверяйте их на наличие изгибов, скручиваний и других деформаций, следите чтобы в трубках не начали образовываться трещины.
  • Если какая-нибудь секция металлической линии нуждается в замене, следует использовать только стальные трубки, изготовленные по бесшовной технологии, т.к. медные и алюминиевые трубки не обладают достаточной прочностью для противостояния имеющим место при обычной работе двигателя автомобиля вибрационным нагрузкам.
  • Проверяйте металлические тормозные линии в местах подсоединения их к главному цилиндру и гидравлическому блоку системы антиблокировки тормозов (ABS) (если таковая предусмотрена) на наличие трещин или ослабевание штуцерных соединений. Обнаружение любых признаков утечек тормозной жидкости требуют немедленного выявления и устранения их причин путем осмотра и проверки всей тормозной системы.

8   Ротация колес

  • Перестанавливать шины необходимо через определенные интервалы или всякий раз, когда замечен неравномерный износ. Так как при перестановке шин будет поднят автомобиль и сняты колеса, на этом этапе рекомендуется проверить тормоза (см. Главу 6).
  • Радиальные шины должны перестанавливаться по определенной схеме .
  • Если будете проверять тормоза, не затягивайте стояночный тормоз.
  • Предпочтительно поднять сразу весь автомобиль. Это можно сделать лебедкой, или поддомкрачивая каждый угол и затем опуская на осевые подпорки. Всегда устанавливайте автомобиль на четыре осевые подпорки.
  • После перестановки колес проверьте и отрегулируйте давление в шинах, а также надежно затягивайте гайки крепления колес.
  • Более подробную информацию относительно колес и шин можно найти в Разделе 10.

9   Замена воздушного фильтра

  • Воздушный фильтр должен меняться через указанные в спецификациях интервалы.

8.2 Рекомендуемая для этих моделей схема ротации колес

Модели с впрыском топлива

  • Ослабьте винты крепления крышки воздушного фильтра .
  • Поднимите крышку.
  • Извлеките фильтрующий элемент из кожуха, изнутри протрите кожух воздушного фильтра чистой ветошью .
  • При снятии крышки следите за тем, чтобы мусор с нее не упал в воздушный фильтр.
  • Вставьте новый фильтр в кожух. Проверьте, чтобы он занял правильное положение в кожухе.
  • Установите крышку и надежно зажмите винты.

Карбюраторные модели

  • Открутите и снимите гайку-барашек и шайбу, затем поднимите крышку с воздушного фильтра.
  • Извлеките фильтрующий элемент из кожуха и протрите внутреннюю часть чистой ветошью.
  • Вставьте новый фильтр в кожух. Проверьте, чтобы он занял правильное положение в кожухе.
  • Установите крышку, разместите шайбу и зажмите Гайку-барашек.
  • Осмотр и замена свечей зажигания
  • Надежная работа свечей имеет решающее значение для реализации потенциальных возможностей двигателя. Важнейшим фактором, обеспечивающим это требование, является использование свечей, соответствующих данному типу двигателя (перечень таких свечей приведен в начале этого Раздела). Если используются свечи нужного типа и двигатель находится в хорошем состоянии, никакого обслуживания свечи не требуют и могут работать до плановой замены. Чистка свечей требуется редко. Для этого необходим специальный инструмент, иначе можно повредить электроды.
  • Чтобы не перепутать свечные провода, замену свечей зажигания проводите по одной. При необходимости, промаркируйте провода согласно номеру цилиндра (от «1» до «4»). Отсоедините провод и чехол от свечи. Хватайтесь за резиновый наконечник, а не за сам провод .
  • Во избежание попадания внутрь цилиндра воды или мусора рекомендуется перед снятием свечи насухо протереть гнездо ее установки и удалить из него всякий мусбр и грязь с помощью щетки или сжатого воздуха.
  • Выверните свечи, пользуясь свечным ключом (см. иллюстрации). Держите торцевой ключ соосно со свечой - в случае перекоса возможно повреждение фарфорового изолятора. Сняв очередную свечу, тщательно осмотрите ее.
  • Осмотр свечей позволит определить состояние двигателя. Если внутренний изолятор свечи белый и чистый без отложений, это означает что двигатель работал на бедной смеси или что свеча слишком горячая.
  • Если электрод и внутренний изолятор свечи покрыты твердым слоем черного цвета, это означает, что смесь слишком богатая. Если свечи покрыты
  • черными масляными отложениями, это скорее всего означает, что двигатель изношен или работает на слишком богатой смеси.
  • Если внутренний изолятор покрыт тонким слоем светло-коричневых отложений, значит рабочая смесь имеет нормальный состав, а двигатель находится в хорошем состоянии.
  • Важное значение для правильной работы двигателя имеет искровой зазор между электродами свечи. Если зазор слишком большой или слишком маленький, то мощность искры, а вместе с ней и эффективность, существенно снижаются. Требуемые значения зазора приведены в Спецификациях в начале этого Раздела .
  • Для установки зазора измерьте его с помощью плоского щупа, а затем подогните наружный электрод до требуемой величины . Зазор установлен правильно, если щуп нужного размера проходит между электродами с тре-
  • Инструменты, необходимые для замены свечей зажигания и регулировки зазора
  • При снятии или установке свечи зажигания воспользуйтесь удлинительным стержнем
  • Измерение зазора в свече зажигания при помощи проволочного шаблона
  • Определение зазора в свече зажигания при помощи плоского щупа нием. Никогда не подгибайте центральный электрод, потому что это может вызвать поломку внутреннего фарфорового Изолятора и свечу придется выбросить.
  • Специальные приспособления для регулировки зазоров в свечах можно приобрести в большинстве автомагазинов, Торгующих аксессуарами, или у производителей свечей.
  • Перед установкой свечей убедитесь, что наконечники (на конце свечи) туго завинчены, а наружная поверхность и резьба свечей чисто протерты. Часто бывает трудно вставить свечу в свечное отверстие без перекоса. Чтобы этого избежать, наденьте короткий отрезок шланга на конец свечи.
  • Снимите резиновый шланг и затяните свечу до требуемого крутящего момента (см. «Спецификации»). Установите оставшиеся свечи таким же образом.
  • Подсоедините высоковольтные провода в правильном порядке, и установите все детали, снятые для улучшения доступа к свечам.

11 Проверка компонентов рулевого управления и подвески

Примечание: Иллюстрации компонентов рулевого управления и подвески см. в Разделе 10.

Автомобиль стоит на земле

  • Установите передние колеса в положение прямолинейного движения, затем слегка поворачивайте рулевое колесо из стороны в сторону. Если чувствуется сильный люфт, возможно изношены подшипник переднего колеса, скользящая втулка выходного или промежуточного валов, шаровой шарнир нижнего рычага или наконечники рулевых тяг; рулевой механизм нуждается в регулировке, ослаблены или сломаны его крепления. Описание соответствующих ремонтных операций можно найти в Разделе 10.
  • Другие признаки, вроде сильного болтания кузова при движении по ухабистой дороге, подклинивание рулевого колеса при повороте, могут указывать на неисправность рулевого механизма и-или компонентов подвески.
  • Проверьте амортизаторы, несколько раз резко нажимая каждый угол автомобиля вниз и отпуская его. Если автомобиль совершает больше двух колебаний, амортизатор/подвеска изношены и должны быть заменены. При колебаниях автомобиля вверх и вниз прислушайтесь, издают ли шумы или писк компоненты подвески. Дополнительную информацию относительно компонентов подвески можно найти в Разделе 10.
  • Если при взгляде на автомобиль со стороны кажется, что один из углов поднят или опущен по сравнению с другими, пробуйте выровнять автомобиль, надавив на этот угол. Если это не сработало,

11.8 Перемещайте нижний рычаг вверх и вниз большой отверткой или плоским концом монтировки, при наличии люфта шаровой шарнир необходимо заменить

ищите поломанные/просевшие пружины или ослабленные крепления компонентов подвески.

Осмотр снизу автомобиля

  • Поддомкратьте автомобиль и надежно установите его на осевые подпорки.
  • Проверьте характер износа шин и давление воздуха в них.
  • Проверьте состояние универсального шарнира между валом рулевой колонки и картером рулевого механизма. Проверьте картер рулевого механизма на наличие утечек смазки. Произведите внешний осмотр защитных чехлов шаровых шарниров и картера рулевого механизма. Наличие трещин, разрушений материала в результате старения и износа в этих компонентах приводит к потере смазывающей жидкости, одновременно с попаданием внутрь защищаемых компонентов грязи и влаги, что ведет к ускорению износа шарниров и компонентов рулевого механизма. Проверьте, чтобы тяги рулевого привода не были ослаблены или повреждены. Проверьте люфт наконечников рулевых тяг. Ищите ослабленные болты, сломанные или разъединенные части и поврежденные резиновые втулки на всех компонентах подвески и рулевого механизма. Попросите помощника крутить рулевое колесо из стороны в сторону, а сами тем временем проверьте, чтобы компоненты рулевого механизма свободно смещались, без заклинивания и подтормаживания. Если кажется, что какие-то компоненты рулевого механизма не реагируют на движение рулевого колеса, попытайтесь определить причину этого.
  • Проверьте шаровые шарниры на наличие признаков износа. Перемещайте нижний рычаг вверх и вниз большой отверткой или плоским концом монтировки , никакого люфта быть не должно. При наличии люфта шаровой шарнир необходимо заменить. Процедуру замены переднего шарового шарнира см. в Разделе 10.
  • Осмотрите чехлы шарового шарнира на наличие повреждений и утечек смазки . Замените чехлы, если они повреждены (см. Раздел 10).

11.9 Для проверки состояния защитного чехла шарового шарнира надавите на него

12 Проверка компонентов выхлопной системы

  • На холодном двигателе (не ранее чем через три часа после эксплуатации автомобиля) проверьте состояние компонентов выхлопной системы по всей ее длине. Для этого автомобиль необходимо поднять или поставить на смотровую яму.
  • Проверяйте трубы и места их соединений на наличие утечек, коррозии и повреждений. Убедитесь, что все кронштейны и подвесы находятся в хорошем состоянии и надежно закреплены.
  • Одновременно проверьте днище и систему на наличие признаков утечек отработавших газов, изгибов секций труб, деформацию компонентов, расхождение швов, отверстий, ослабление крепежа стыков, чрезмерной коррозии и других дефектов, обеспечивающих возможность попадания отработавших газов в салон автомобиля. Дефекты необходимо устранить.
  • Часто выхлопная система может скрипеть или шуметь, особенно в области креплений и кронштейнов. Попробуйте перемещать трубы, глушитель и каталитический преобразователь. Если компоненты касаются кузова или компонентов подвески, замените крепления выхлопной системы.
  • Оцените состояние двигателя по виду гари внутри конца выхлопной трубы. Если труба черная и закопченная или покрыта белым нагаром, необходима регулировка двигателя, включая полный осмотр топливной системы.

13  Проверка и регулировка частоты холостого хода

  • Частота холостого хода - скорость, с которой вращается коленвал при отпущенной педали газа. Этот параметр очень важен для правильной работы двигателя и его подсистем.

Проверка

  • Затяните стояночный тормоз. Установите рычаг выбора передач трансмиссии в нейтральное положение.
  • Запустите двигатель и дайте ему про-

13.11а Регулировочный винт холостых оборотов (отмечен стрелкой) на моделях с распределенным впрыском топлива

греться до нормальной рабочей температуры (вентилятор должен включиться и выключиться дважды).

  • Заглушить двигатель. Подключите к двигателю тахометр и анализатор выхлопного газа (измеритель СО) в соответствии с инструкциями изготовителя.
  • Запустить двигатель. Убедитесь, что все электрооборудование выключено, а рычаг выбора передач трансмиссии находится в нейтральном положении.

13.11 b Регулировочный винт холостых оборотов на моделях с двухфорсуночным впрыском топлива

  • Заметьте обороты на тахометре и сравните полученное значение с приведенным в Спецификациях.

Регулировка

Карбюраторные

Карбюраторные двигатели

  • Если частота холостого хода слишком низкая или слишком высокая, отрегулируйте ее винтом на задней части карбюратора.
  • Чтобы проверить качество смеси на холостых оборотах (уровень СО), запустите двигатель и на холостых оборотах измерьте СО прибором.

9    Если необходима регулировка, снимите заглушку и вращайте винт на задней части карбюратора. Повторно проверьте и, если необходимо, отрегулируйте частоту холостого хода.

Инжекторные двигатели

  • Если частота холостого хода сильно отличается от регламентированной, отключите электросоединитель от клапана управления подачей воздуха в режиме холостого хода (IAC) (см. Раздел 4).
  • С помощью регулировочного винта добейтесь указанных в Спецификациях холостых оборотов (см. иллюстрации).
  • Подключите электропроводку клапана IАС и на 10 секунд удалите защитный предохранитель на 7.5 А из блока предохранителей в моторном отсеке. Таким образом все коды неисправностей будут удалены из памяти электронного модуля управления.
  • Включите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах в течение одной минуты, затем повторно проверьте частоту холостого хода.
  • Выключите двигатель и отсоедините тахометр.